Отвратительный ужас с фантастическим изображением, но с игривыми недостатками

15 октября 2022

Богатая событиями история развития Scorn, безусловно, дает повод для скептицизма. После неудачной кампании на Kickstarter в 2014 году, игра была профинансирована в октябре 2017 года со второй попытки, и теперь, спустя целых пять лет, она наконец-то завершена. Результат выглядит фантастически и мог бы стать успешным симулятором бродилки, но с точки зрения геймплея в нем слишком много балласта. Сербские разработчики из Ebb Software теряются в хрупких головоломках и бессмысленных сражениях, из-за чего страдает впечатление от ужастика.

Scorn удалось завоевать интерес людей задолго до своего выхода на экраны благодаря одному только визуальному ряду. Сербская студия-разработчик Ebb Software не скрывает своих вдохновляющих примеров для подражания в графическом стиле и даже использует их именно в качестве продающих моментов. Работы гроссмейстеров ужасов Г.Р. Гигера и Здзислава Бексиньского явно упоминаются в качестве идей, и название пропитывает этим каждый пиксель. Но поскольку принцип «стиль превыше содержания» никогда не был спасительным, я присмотрелся к гнилым зубам Scorn и вышел из хоррор-трипа спустя добрых шесть часов с амбивалентными чувствами.

Голое безумие

В самом начале вам мало что объяснят. Вы приземляетесь голым, взлохмаченным и дезориентированным в незнакомом мире, бросаете короткий взгляд на таинственную башню, а затем падаете на несколько этажей в глубину. Вы будете тщетно искать учебник, примерное направление движения или другую помощь. Это может быть преднамеренным приемом Ebb Software, с целью создать ощущение беспомощности, возможно, даже вызвать медленно закипающую панику. Однако для меня начало вызвало зевоту, а иногда и разочарование – что также было связано с графическим стилем.

Разнообразие Scorn также является его ахиллесовой пятой. Часто окружение выглядит слишком похожим, поэтому существует постоянная опасность заблудиться. Первые головоломки были решены быстро, но потом я потратил четверть часа, блуждая по одним и тем же коридорам в поисках правильного пути. Наконец, устройство, необходимое мне для продвижения вперед, было найдено в комнате, через дверь которой, как мне казалось, я уже проходил по меньшей мере пять раз – клянусь, мое чувство направления действительно не такое уж плохое!

Но не поймите меня неправильно, визуальные эффекты в Scorn – это настоящее удовольствие. Будь то коридоры, заросшие лохмотьями плоти, потолочные своды с элементами органического вида или своеобразная часовня со скульптурами совокупляющихся людей и явно генитальными конструкциями, встроенными в стены: Настроение кажется угрожающим, таинственным и одновременно отвратительным, часто возникает ощущение, что я прохожу через прямую кишку инопланетного существа. Гигер и Бексиньский гордились бы этим.

Визуальные эффекты прекрасно дополняются звуковым ландшафтом. Кроме нескольких окружающих звуков, здесь нет музыки, вместо нее вы слышите отдаленные крики, чавканье плоти под босыми ногами и даже треск (или даже ломание) костей, неоднократно проникающих в ваши слуховые каналы. Настроение: одна звезда.

Пугающе простые головоломки с переключателями

По своей сути Scorn – это смесь симулятора бродилки и приключенческой головоломки. Большую часть времени вы проводите, передвигаясь по миру, постоянно находясь в поиске очередного адского устройства, которое нужно активировать, чтобы продвинуться вперед. Кроме того, вас всегда ждут головоломки, которые часто сводятся к тому, чтобы подтолкнуть предмет в нужное место с помощью абстрактно оформленного крана. Иногда вас ждут более сложные задания, но они не требуют IQ выше 130.

Scorn часто напоминает ранние браузерные игры, за исключением того, что все выглядит так, как будто происходит на планете LV-426 из фильма «Чужой». Например, вы поворачиваете кольца на устройстве до тех пор, пока их соответствующие отверстия не будут направлены к центру устройства. При этом вы отсоединяете и вновь присоединяете их, чтобы их все одновременно и правильно выровнять.

В качестве награды за успешное решение не особенно сложных заданий, станет ключ к следующему разделу, в других случаях необходимо сделать несколько дополнительных шагов. Например, в самом начале игры вы сталкиваетесь с конвейерной системой, которая смутно напоминает логарифмическую линейку. Как в головоломке, вы перемещаете туда-сюда грузовые контейнеры, похожие на инопланетные яйца, пока наконец не переместите нужный из одного конца в другой. Она приводит в движение целый ряд событий: внутри контейнера оказывается деформированное существо, которое, возможно, когда-то было человеком, но теперь представляет собой лишь стонущую груду плоти.

Но ваша цель отнюдь не в том, чтобы освободить жалкое существо от мучений. Напротив, вы перевозите его по железной дороге в гротескное операционное кресло, где его выпиливают из оболочки самым жестоким способом, какой только можно себе представить, пока не останется только одна рука. Вы собираете его и используете как ключ от запертых ворот.

Насколько увлекательным кажется игровой мир в его тревожном стиле, а головоломки соответствуют этому в своей причудливой странности, настолько же они нетребовательны. Я смог решить их все, просто попробовав их на практике. Ни разу мне не пришлось серьезно напрягать свое серое вещество. Однако скорость решения ни в коей мере не умаляет впечатления от Scorn, поскольку именно это дает вам время и возможность полностью погрузиться в его атмосферу, необычную архитектуру и настроение, которое она создает.

Стрельба из мясной пушки

Игра потребует от вас большего, чем просто ломать голову и искать правильный путь. Примерно после первой трети вы получаете некую пушку, которая имеет значительно больше щупалец, чем обычно должно быть у пушки, и напоминает мне инопланетные пушки из Prey (2006). Однако поначалу новая игрушка годится только для ближнего боя. Она работает как забойный пистолет на скотоводческой ферме.

Этот вынужденный фокус на прямых столкновениях вызывал у меня постоянное разочарование, потому что деформированные враги всегда наносили хотя бы один удар, а медикаменты встречались редко. Часто бегство оказывалось лучшим способом выжить, в том числе и потому, что враги как правило появлялись группами. Будь то изрыгающие кислоту криперы или четвероногие тараны, все они наносили большой урон. К счастью, почти все бои необязательны, за исключением одного врага-босса. Он надоедает вам в четвертьчасовом бою с простейшей стратегией: бегать кругами, ждать, пока он перезарядится, стрелять в светящееся пятно и все это несколько раз.

Да, вы также можете стрелять в Scorn. Через некоторое время вы найдете еще три насадки для вашего плотского оружия, которые превратят его в пистолет, дробовик или гранатомет. Однако боеприпасы встречаются так же редко, как и медикаменты, поэтому вам придется тщательно продумывать каждый снаряд, которым вы стреляете. Нажав на кнопку, персонаж берет в руки несколько предметов, с помощью стика вы можете менять насадки на оружие или посмотреть, что еще у вас с собой. Это занимает бесконечно много времени и практически невозможно выполнить во время боя. Также потому, что не каждая команда надежно распознается.

Еще больше усложняет Scorn намеренное стремление разработчиков преподнести вам как можно меньше на блюдечке с голубой каемочкой. О том, как исцелить себя, я узнал случайно в меню, во время паузы на перерыв. То же самое относится и к тому, чтобы двигаться быстрее – долгое время я был мучительно медленным, потому что просто не знал, как двигаться быстрее.

Кстати, о разочаровывающих элементах: Контрольные точки по большей части справедливы, но иногда отнимают у вас несколько минут времени. Или сохраняйтесь непосредственно после завершения головоломки, что само по себе имеет смысл. Это просто глупо, когда враг стоит прямо за мной в этот самый момент и избивает меня до смерти каждый раз, когда я перезаряжаюсь. Только благодаря сочетанию удачи и молниеносному медпаку я смог выбраться из этой ситуации после пяти попыток.

Наконец, я должен покритиковать еще одну вещь: По ходу сюжета к телу вашего жалкого персонажа прикрепляется отвратительное существо, которое, с одной стороны, наделяет его все лучшими и лучшими способностями. С другой стороны, она все глубже и глубже прикрепляется к его плоти, что каждый раз отнимает часть вашей жизненной энергии, и предотвратить это невозможно. На мой взгляд, это очень сомнительное и неприятное решение в дизайне игры.

Новые публикации игр

Adblock
detector