Концепция виртуальной реальности для широких масс, разработанная компанией Meta, постепенно обретает форму. Не только в виде захватывающих VR-игр, но и в виде значимых повседневных приложений в метавселенной, которые вскоре обогатят нашу жизнь. Первый шаг в этом направлении сделан с помощью правильного оборудования. Автономная гарнитура Quest 3 обещает не только повышение производительности в VR, но и правдоподобную смешанную реальность. Мы хотели выяснить, сможет ли это воплотиться в жизнь в ходе испытаний, длившихся несколько недель.
Прогресс в сегменте VR в настоящее время застопорился, поскольку пока не существует "бомбоустойчивой" концепции. Будь то автономное решение со встроенным системным чипом или гарнитура для ПК (или консоли), все поставщики блуждают в потемках. Они выпускают обновления небольшими шагами и делают ставку на конкретные сильные стороны, когда речь идет о технологиях и комфорте. Создается впечатление, что производители этих устройств пытаются перехватить друг у друга аудиторию за счет индивидуальных предпочтений, вместо того чтобы открывать новые.
Только Facebook-группа Meta смогла отпраздновать солидный успех, продав более 15 млн. гарнитур Quest 2, потому что ее концепция универсального устройства хорошо подходит для многих областей VR. Она не является выдающейся в какой-то одной области, но достаточно хороша во всех отношениях. Теперь по стопам Quest 2 с аналогичной концепцией собирается пойти преемник Quest 3. Однако в условиях растущей конкуренции простого обновления будет недостаточно. VR-сцена нуждается в новом импульсе. Meta обеспечивает его.
Наконец-то у кого-то есть четкое мнение
Если верить Мета, то смешанная реальность (MR) - т.е. смешение реальных изображений окружающей среды с искусственной игровой графикой - это следующий шаг на пути к VR, подходящий для широких масс, и одновременно главный аргумент в пользу покупки Quest 3. Предполагается, что вы увидите свой собственный дом с помощью цветного трехмерного изображения с камеры и при этом будете взаимодействовать с игровыми элементами VR. Знакомая обстановка, большое удовольствие, меньший риск укачивания
Звучит многообещающе, но все же это смелая концепция, поскольку до сих пор не было ни одной гарнитуры VR, которая позволила бы достоверно увидеть реальный мир. Даже такие дорогие устройства, как Quest Pro или HTC Vive XR Elite, обеспечивали красочный и трехмерный вид собственной гостиной, но портили удовольствие низким разрешением и сильным искажением изображения.
Ситуация наконец-то меняется, поскольку Quest 3 обладает самым убедительным режимом pass-through среди всех гарнитур, представленных на рынке на сегодняшний день. Следует признать, что Quest 3 все еще испытывает трудности с искажением изображения. Особенно это касается особенно близких объектов. Однако по сравнению с другими гарнитурами искажения невелики. Более того, проходной обзор наконец-то имеет высокое разрешение. Когда вы впервые надеваете Quest 3, создается впечатление, что вы смотрите через очки с минимальным уровнем шума. Все, что вы видите, соответствует реальным пропорциям и почти реалистичным цветам.
Во время нашего тестирования, которое длилось несколько недель, мы проходили по всем комнатам как по маслу и ни разу ни на что не натолкнулись. Чтение текстов с мобильного телефона или монитора ПК? Нет проблем, если экран не слишком яркий. Общение с домашними животными? Тоже само собой разумеется. Так что теперь нет необходимости снимать гарнитуру, если вас что-то беспокоит во время игры.
Да, изображение могло бы быть немного более четким. Проходное изображение имеет меньшее разрешение, чем 2064 x 2208 пикселей на глаз, которое обеспечивают ЖК-экраны (при приличном поле зрения 110 градусов по горизонтали). Meta также отказывает нам в более красивых бликах через HDR и глубоком черном цвете по соображениям стоимости. Но все это имеет второстепенное значение для достоверности проходного результата.
Главное, чтобы он работал надежно, а это, безусловно, так, если условия освещения соответствуют требованиям. Чем темнее помещение, тем больше треск, который не разрушает погружения, но делает вид немного менее реальным. Короче говоря, это первый шаг в правильном направлении и уже квантовый скачок по сравнению с предыдущими гарнитурами, но есть еще много возможностей для улучшения.
Смешанная реальность меняет правила игры?
Достоверная передача данных с точными пропорциями - основное условие смешанной реальности и краеугольный камень для метавселенной, которая в один прекрасный день может перевернуть представление об Интернете, каким мы его знаем сегодня. Зачем брать с собой в Ikea складные правила, если можно виртуально расставить мебель в собственном доме, прежде чем заказать ее через Интернет? Зачем общаться с друзьями по двухмерному Facetime на мобильном телефоне, если их трехмерные аватары могут сидеть на диване в вашей гостиной?
К концу года Meta планирует выпустить аугменты, т.е. объекты смешанной реальности, которые можно будет разместить в собственном доме. Фрески, двигающиеся в стиле Гарри Поттера, или порталы, которые можно разместить в доме для запуска программы. Облачная трансляция Xbox на экране Giganto станет (виртуальной) реальностью уже в декабре. Потенциал возможностей практически безграничен.
На данный момент мы не можем ни подтвердить, ни опровергнуть, будет ли концепция Meta работать и в играх, поскольку пока не существует приложения-убийцы, в котором смешанная реальность использовалась бы в полной мере и была бы настолько увлекательной, что обойти эту концепцию было бы невозможно. Но перспективы все равно очень хорошие.
Даже мини-игра First Encounters с ее коротким временем игры - шесть минут на раунд - является отличным примером того, насколько увлекательной может быть смешанная реальность. Мы увидели, как в нашей комнате приземляется космический корабль, а сквозь стены пытаются прорваться маленькие меховые пришельцы. Вооружившись портальной пушкой, мы сбивали все маленькие меховые шарики, которым удавалось прорваться, отправляя их в космический корабль. Тем временем мы сами пробивали дыры в стенах. Через эти дыры мы увидели пейзаж инопланетной планеты, который настолько прочно вписался в реальную обстановку, что мы приняли его за реальность.
Конечно, пастельные тона всех игровых элементов лишь сокращают разрыв между VR и реальным миром на уровне театрального реквизита, но это уже потрясающий опыт.
Будущее покажет, смогут ли разработчики превратить эти возможности в долговременный игровой опыт. Игры, уже использующие МР, пока лишь переносят свой игровой процесс из VR-среды в гостиную. Например, игровое поле настольной игры Dungeons & Dragons Demeo Battles, которое можно свободно позиционировать и увеличивать по мере необходимости. Или символы ритм-игры Samba de Amigo и Synth Riders, которые льются из отверстия в стене. Все эти "прибамбасы" приятны на вид, но пока не дают никаких дополнительных преимуществ в плане игрового процесса. Это заставляет нас с еще большим любопытством отнестись к таким грядущим хитам MR, как Stranger Things или Lego Bricktales.
Автоматическое измерение
First Encounters - это совсем другое дело, поскольку здесь все зависит от того, насколько корректно искусственные игровые элементы взаимодействуют с существующим окружением. Квест 3 должен точно знать, где начинается пол, где находятся столы, где стены и т.д.
Чтобы не рисовать все вручную, как это было в Quest 2, Quest 3 автоматически измеряет окружающее пространство, используя при необходимости датчик глубины. Достаточно окинуть взглядом комнату в режиме исследования, и программа автоматически нарисует полигональную сетку, ограничивающую игровое окружение. Программа даже сохраняет несколько комнат, чтобы не повторять процесс, если вы играете в другом месте.
Измерение работает на удивление хорошо, хотя и не идеально. Полигональная сетка примерно покрывает неровные объекты, такие как подушки или растения. Края мебели скошены, если смотреть на них лишь мельком, поэтому, если вы хотите получить точное изображение, необходимо дать датчику глубины больше времени, подойти ближе, а в идеале еще и улучшить условия освещения, чтобы 3D-камеры, установленные на передней панели, могли оказать поддержку.
Отражения выявили самое слабое место в автоматическом измерении. Quest 3 распознал предполагаемую дыру в глубоком черном цвете нашего OLED-телевизора, поскольку отражения указывали на то, что за поверхностью что-то есть. С этим удалось справиться, отобразив на телевизоре монохромную цветную поверхность, на которой отражений было меньше. Например, серый цвет телегида или просто синий пользовательский интерфейс Disney Plus.
Поэтому наш вердикт по этой функции аналогичен вердикту по сквозному проходу: функция еще далека от совершенства, но это отличное начало. Наконец, прошли те времена, когда приходилось вручную рисовать так называемый оберег. Это еще можно сделать, тем более что в скан можно внести дополнения для более точного разграничения помещения. Но повышение удобства и точности уже огромно.
Модернизация для VR
Впечатляющих примеров уже предостаточно. 30 игр Quest 2 уже получили бесплатные графические обновления для Quest 3, включая такие хиты, как Golf+, The Walking Dead Saints & Sinners, Pavlov Shack и Dungeons of Eternity. Если у вас уже есть эти игры в библиотеке Quest 2, вам не нужно покупать их снова. Все игры в библиотеке Quest 2 остаются совместимыми.
Научно-фантастическая приключенческая игра Red Matter 2 стала самым ярким примером того, насколько велики графические улучшения на практике. Тени, детализация текстур и частицы находились в той же области, что и при использовании PSVR 2. В вычислительном плане графическая мощность Quest 3, конечно, все еще ниже, чем у PCVR или PlayStation 5 с PSVR 2, но разница в качестве заметно сократилась.
Если вам требуется большее графическое великолепие, вы можете подключить Quest 3 к компьютеру. Как через высокоскоростной USB-кабель, так и по беспроводной сети Wifi (в идеале через Wifi 6, но в ограниченном качестве работает и через Wifi 5). Тестовые запуски Formula 1 2023 и Half Life Alyx прошли гладко. Мало того, благодаря новому кодеку сжатия AV1 они выглядели более четкими, чем на Quest 2 или Pico 4.
В остальном прогресс в области VR остается очевидным. В первую очередь стоит отметить контроллеры, которые теперь обходятся без кольца отслеживания. Это делает их более компактными и удобными в обращении, но отнюдь не менее точными, поскольку аддитивное отслеживание положения рук помогает определять их положение. Есть только один недостаток: поскольку верхние инфракрасные камеры гарнитуры больше не ориентированы вверх, отслеживание контроллеров становится тем менее точным, чем выше вы держите их над головой. По крайней мере, если не смотреть на них, что на практике случается редко. В остальном мы не обнаружили никаких недостатков. Даже в быстрых и ритмически точных играх, таких как Beat Saber, мы щелкали без особых проблем.
Обратная сторона
В связи с таким прогрессом вполне понятно, что в других областях пришлось идти на компромиссы. В частности, речь идет об отслеживании движения глаз. Оно не было установлено по соображениям стоимости и не подлежало дооснащению. Отслеживание движения глаз позволило бы не только получить дополнительные возможности VR, но и сделать ненавязчивый рендеринг с фовеацией, как это было в PSVR 2, а это, в свою очередь, позволило бы высвободить еще больше графических мощностей.
Однако такие вопросы, как работа от аккумулятора и удобство ношения, гораздо серьезнее. Новый чип Snapdragon не только вдвое мощнее, но и требователен к питанию. Несмотря на более мощный аккумулятор, Quest 3 работает не дольше своего предшественника. Как мы выяснили на практике, время работы в режиме игры еще меньше. В графически насыщенных играх, таких как Red Matter 2, время работы составило около одного часа сорока пяти минут. В типичных играх Quest 2 это время составило 2 часа 15 минут. Если транслировать игровой контент на мобильный телефон или в Интернет, чтобы его могли смотреть другие пользователи, время игры снова сокращается.
При желании можно уменьшить яркость экрана, отключить слежение за руками и снизить частоту обновления со 120 Гц до 90 Гц. В последнем обновлении прошивки даже появился реальный энергосберегающий режим, в котором частота кадров снижается до 72 Гц, что позволяет увеличить время игры на 10-20% в зависимости от приложения. Тем не менее, время автономной работы оставляет желать лучшего. Исправить ситуацию можно только с помощью банков питания, причем даже они должны быть достаточно мощными, так как Quest 3 потребляет 18 Вт в режиме работы. Quest 3 не может полностью зарядить аккумуляторы меньшей мощности во время работы.
Это, по крайней мере, частично объясняет, почему официальный налобный ремень Elite стоит 150 евро с установленной дополнительной батареей. Без батареи - 80 евро. Но это все равно непомерно высокая цена, поскольку в долгосрочной перспективе без покупки головного ремня не обойтись. Растягивающийся ремень, входящий в комплект поставки, сидит немного удобнее, чем в Quest 2, и не так сильно нагружает шею, но поскольку Quest 3 весит столько же, сколько и его предшественник, распределение веса все равно слишком сильно смещено вперед. Не позднее чем через четыре недели вы будете жаждать лучшего решения.
Как и в случае с Quest 2, сторонние производители вскоре должны предложить более выгодные решения. Некоторые даже обещают адаптеры, позволяющие использовать головные ремни Quest 2. Это необходимо, поскольку гарнитура стала на 40% компактнее, а кронштейны для крепления оголовья имеют другую форму. Порт USB-C и гнездо для наушников также были перенесены на держатели.
Две модели, две цены
К сожалению, дополнительная покупка аккумулятора и оголовья сказывается на ценовой привлекательности этой покупки, которая уже близка к болевому порогу. Quest 3 со 128 Гбайт встроенной памяти стоит 549 евро. В образцовую экономичную картонную упаковку входят гарнитура, контроллеры с аккумуляторами, предустановленная игра MR First Encounters, кабель для зарядки с разъемом и стандартное оголовье. Все, кто приобретет устройство до 27 января 2024 года, получат также ролевую игру Asgard's Wrath 2 в виде загрузки. Для использования оборудования требуется учетная запись meta.
Версия с 512 Гбайт встроенной памяти обойдется в 699 евро, но при этом в комплект поставки входит полугодовая пробная подписка на сервис Quest+, который обещает загрузку двух игр, выбранных Meta, в месяц. Но только до тех пор, пока длится подписка. При продлении подписки после истечения пробного периода Meta будет взимать 8,99 евро в месяц.