В 1987 г. Пол Верхувен представил на экраны кинотеатров фильм "Робокоп", глубинная суть которого ускользнула от многих зрителей из-за споров вокруг радикального изображения насилия. За яркими эффектами и искусственной кровью скрывалась серьезная критика. Критика общества потребления, социальных условий, медийного ландшафта и, наконец, политического ландшафта того времени. Как и следовало ожидать, видеоигровая адаптация RoboCop: Rogue City, судя по всему, затронула аналогичный аккорд в плане жестокости. Остается вопрос: насколько хорошо остальные элементы перенесены в современность?
Некоторые вещи никогда не меняются. Например, там, где стреляет офицер Алекс Джеймс Мерфи, до сих пор не растет трава. Когда он распаковывает свой верный пистолет Auto 9 и стреляет в плохих парней из "синих бобов", ни один камень не остается неразорванным, и ни одна капля крови не остается в его теле. Если вас уже оттолкнуло насилие в фильмах, то и Rogue City не станет вашей любимой игрой. Вас не спасет даже иногда очень умная социальная критика и постоянно мерцающее предупреждение о приватизации и глобализации.
Наполовину шутер, наполовину ролевая игра
Неудивительно, что значительную часть игры RoboCop: Rogue City вы проведете, отправляя свинцовое правосудие. Часто это происходит с помощью культового пистолета Auto-9, который имеет неограниченный боезапас и при этом наносит большой урон. Кроме того, у убитых вами преступников вы сможете подбирать более эффективное огнестрельное оружие - дробовики, пистолеты-пулеметы и штурмовые винтовки. Если этого недостаточно, хватайте мониторы, баллоны с пропаном или стулья и швыряйте их в противников.
В крайнем случае, Робокоп просто хватает противника за шею и бьет по нему. Больше в драках мало что происходит, герой даже не может увернуться. Он использует свое сканерное зрение, чтобы выделять врагов на местности для лучшей видимости. Но на этом тема исчерпана.
Пиксельная кровь, конечно, льется массово, и приятно, что окружение можно будет разбивать на отдельные части. Даже основатель телеканала не узнает свой офис после того, как с ним покончит РобоКоп. Несмотря на простоту, сражения получаются очень увлекательными, тем более что управление оружием очень прямолинейное, а каждый выстрел наносит мощный удар, который не тянет на образцы таких великих жанров, как Doom или Call of Duty, а наоборот.
Даже если RoboCop: Rogue City надолго отправит ваше серое вещество на заслуженный отдых, именно в этом и заключается сила игры. Как и в оригинальных фильмах, насилие не просто призвано удовлетворить низменные побуждения, а скорее символизирует изображение мира, отмеченного преступностью, в котором выживают только сильные. Насилие порождает ответное насилие, и офицер Алекс Мерфи, так звали Робокопа до его переделки, воплощает эту мантру с каждой пулей.
Поэтому обвинять разработчиков Teyon в том, что жестокость ставится исключительно как самоцель, было бы не только необоснованно, но и просто неправильно. Режиссер Верхувен ссылался на то, что в первом фильме 1987 г. казнь Мерфи была показана очень наглядно, чтобы вызвать у зрителя сочувствие и понимание к невольному герою. Конечно, в Rogue City этого уже нет, где мы неизбежно отождествляем себя с ним благодаря перспективе от первого лица. Однако прямой взгляд на мир также позволяет Тейону пускать сок красных пикселей гектолитрами. Я играю за неудержимую машину правосудия, которая расстреливает детройтских подонков на куски. Когда лопаются головы и разлетаются части тела, это не очень красиво, но правдоподобно.
Чтобы дать вам шанс противостоять бронированным противникам и даже знаменитым роботам ED-209, Rogue City предлагает удивительное количество ролевых элементов. Во-первых, это дерево умений, где заработанные очки умений можно превратить в такие атрибуты, как броня, урон оружия и дальность сканирования. Определенные узлы открывают особые способности, например, быстрый рывок позволяет выйти из опасной зоны, а способность восстанавливать жизнь в блоках предохранителей сохраняет медикаменты для более критических ситуаций.
Кроме того, вы можете модернизировать свой Auto-9 с помощью новых печатных плат. Помимо очевидных улучшений, таких как увеличение урона и времени перезарядки, существуют и любопытные "апгрейды". Например, разблокированный узел увеличивает проявляемую силу. Однако если вы не будете внимательны при решении головоломки с маленькими печатными платами, то также получите серьезные штрафы. Микросхемы направляют ток в разные стороны в зависимости от установленных вами микросхем. Ролевые элементы Rogue City не отличаются особой сложностью, но они добавляют небольшую щепотку тактики в скучный в остальном шутер.
Циничный юмор
Несмотря на то, что мне очень понравилась стрельба во всей ее прямолинейности, она, естественно, рискует в какой-то момент стать скучной. Но здесь разработчики из Teyon проявили удивительную чуткость и разбавили действие обычной полицейской работой и большим количеством диалогов. Когда я вспоминаю совершенно неудачный рельсовый шутер "Рэмбо", мне с трудом верится, что RoboCop: Rogue City вышел из той же студии.
В перерывах между миссиями вы снова и снова посещаете полицейский участок Детройта. Здесь вы не просто общаетесь с коллегами и позволяете сержанту Риду устраивать вам механические разборки, но и помогаете в решении различных проблем. На стрельбище вы проверяете якобы неисправное оружие офицера, затаскиваете пьяного в камеру или стоите в приемной и принимаете жалобы и отчеты.
Именно здесь вновь и вновь проявляется порой безумный и откровенно глупый юмор. Некий гражданин жалуется на своих соседей, которым не нравится, что добрый человек выгуливает свою собаку. Однако в ходе разговора выясняется, что четвероногого друга зовут "Огонь", что неизбежно приводит к ошибочным миссиям пожарной команды. Потеряв офицера, Робокоп встречает плачущего коллегу в другом месте. Теперь вам предстоит решить: Поднять ли ему настроение или дать неумолимый наказ: "На службе не плакать".
Этот сухой, порой откровенно циничный юмор может не сразу вписаться в грубый подход к игре, казалось бы, противопоставляя себя жестокому миру. Однако, как и в случае с фильмом, именно этот контраст придает игре индивидуальность. Где, с одной стороны, летают тонны пуль, а насилие с применением оружия кажется единственным выходом, в другом месте вы раздаете штрафы за парковку и спасаете из подвала старушкину кошку. Rogue City процветает на этих кажущихся противоречиях, создавая удивительно правдоподобный мир.
Детройт, ты так удивительно уродлив
RoboCop: Rogue City также представляет собой удивительные контрасты в графической части. Однако они не так хорошо дополняют друг друга, как насилие и юмор. Во многих местах видно, что Teyon - это не студия с бюджетом AAA, несмотря на большой бренд, стоящий за ней. В частности, лица персонажей часто пугают отсутствием мимики и деревянной анимацией диалогов. Из-за скованности движений человеческие коллеги иногда кажутся даже более роботизированными, чем сам Робокоп. Я даже не буду жаловаться на непреднамеренно комичные эффекты тряпичных кукол, так как они удачно сочетаются с глупыми репликами и односложными фразами.
Но Rogue City действительно удивила меня окружением. Особенно ночью старый Детройт выглядит как будто из фильма. Город грязный, весь в неоновых огнях, а преступность видна на каждом углу. Грязная атмосфера отражается в лужах, а пулевые отверстия свидетельствуют о былых преступлениях и сражениях. Однако этот шикарный вид портит периодическое падение частоты кадров, да и глюки встречаются нередко. Особенно неприятные фрагменты изображения я заметил при переключении между двумя сценами.
Но не только улицы города выглядят правдоподобно и шикарно; такие места, как старый зал игровых автоматов или захудалый отель на час, также подчеркивают мрачность. Мегакорпорация OCP может представлять себя спасителем нового мира, но в конечном итоге именно социально незащищенные слои населения больше всего страдают от процессов и ценностей большого капитализма.
С точки зрения звучания, музыка представлена между мягкими звуками фортепиано, классическим роком и синтезаторными ритмами в точном соответствии с фильмами. Teyon не использовал оригинальный саундтрек, но прекрасно передал его настроение. Актеры озвучивания также правдоподобны и в большинстве своем удачны, особенно сам Робокоп. Оригинальный актер Питер Уэллер даже подает свой голос Робокопу.
Обычный полицейский?
В то время эти фильмы представляли собой сознательную альтернативу утопическим или героически-романтизированным представлениям о будущем, характерным для голливудского кино того времени. РобоКоп", напротив, имеет социально критические, вплоть до сатирически преувеличенных циничных черт. Приватизация целых отраслей промышленности и торговли компанией Omni Consumer Products (OCP) - не меньшая цель, чем иллюзорный мир, показанный по телевизору.
В игре Rogue City, действие которой разворачивается между вторым и третьим фильмами, присутствуют все эти темы, и моя роль как части этого мира позволила мне ощутить их даже более непосредственно, чем в фильме. Прежде всего, то, что я воочию ощутил ненависть населения к Робокопу, придает игре дополнительный накал, который невозможно передать в фильме столь впечатляющим способом. После насильственной смерти он против своей воли был переделан в киборга, свобода воли которого - скорее иллюзия, чем реальность. Несмотря на все футуристические технологии, люди не доверяют своему защитнику, хотя его главная задача - защищать закон и граждан.
В рамках сюжета игры Rogue City в старом Детройте распространяется волна преступности. Панк-группа Torch Heads совершает налеты на телестанции и бессовестно торгует наркотиком Nuke. В ходе расследования вы встретите не только знакомые лица, такие как Льюис и Рид, но и новых персонажей. Они часто представляются союзниками, но всегда следует проявлять осторожность. В городе царит коррупция, и никогда не знаешь, кому в итоге можно доверять. Как будто этих проблем недостаточно, Робокоп страдает от неисправностей, из-за которых в его человеческом мозгу всплывают болезненные воспоминания.
Немногочисленные повороты сюжета не особенно удивляют, но история всегда приятно рассказана. Тем более что можно даже повлиять на исход побочных заданий и сюжета с помощью различных вариантов диалога. Например, я столкнулся с вором на крыше дома. В зависимости от того, какой ответ я выбрал, он либо соглашался на арест, либо в панике бросался вниз на несколько этажей. Может быть, это и не имеет большого значения, но часто создается впечатление, что ваши решения имеют определенный вес.