Опять что-то случилось! На прошлой неделе Rockstar анонсировала классический вестерн Red Dead Redemption для PS4 и Switch, но не как качественный ремейк, даже не как ремастер, а как простой порт - то есть перевод игры 13-летней давности в соотношении 1:1 на две консоли, которые к тому же не дотягивают до совершенства. Наглость, возмущается "Интернет", чистое зарабатывание денег, но, по крайней мере, большое разочарование.
Что ж, новость была, по крайней мере, несколько разочаровывающей с той точки зрения, что значительная часть игрового мира предшественницы уже содержится в Red Dead Redemption 2 в современном оформлении, и поэтому фанаты уже давно надеялись на DLC, которое позволило бы им вновь окунуться в историю первой части. Однако это означало бы немалые усилия для разработчиков, ведь им пришлось бы переделывать игру в значительной степени с нуля.
Вместо этого - простые порты для PS4 и Switch, из которых для тестирования нам была доступна только версия для портативной консоли Nintendo, а не для Playstation, о которой мы, соответственно, не можем судить с технической точки зрения. В принципе, ничего плохого в конверсиях нет, за исключением того, что версия для PS4 вышла с опозданием почти ровно на 10 лет, когда смысл ее существования на момент выхода консоли был бы само собой разумеющимся, что сегодня должно быть под большим вопросом. Особенно если учесть, что даже довольно неизвестный предшественник Red Dead Revolver уже давно имеет свой PS4-порт, а при реализации GTA 5 Rockstar приложила образцовые усилия, то удивительно, что теперь они позорятся с этим позором.
Приходится сожалеть и о том, что PC-игроки, которые по непонятным причинам так и не получили игру, в очередной раз остались с пустыми руками. С другой стороны, отсутствие версии для Xbox неудивительно, поскольку оригинал уже работает на этой платформе в более высоком разрешении и частоте кадров благодаря обратной совместимости и, следовательно, не нуждается в новом издании. Поэтому наиболее интересной представляется версия для Switch, которая, с одной стороны, дает повод заядлым фанатам вновь поиграть в такое "старье" из ностальгических соображений, а с другой - не лишена технических недостатков.
Технически уже не свежий, но все еще захватывающе красивый
Оригинальная Red Dead Redemption вышла в 2010 году, в эпоху PS3 и Xbox 360 - аппаратных средств, с которыми Switch находится примерно на одном уровне. Поэтому никаких технических компромиссов не требуется, по крайней мере, я их не заметил. Конечно, приходится мириться с 30 FPS и неприглядным мерцанием краев, а также с иногда пористыми текстурами и уровнем детализации графики, который уже не соответствует времени, но вполне подходит для портативной консоли Nintendo. Кроме того, огромный широкоугольный обзор с панорамами до горизонта регулярно производит впечатление, особенно если учесть, что аналогичные игры на Switch обычно покупают такие впечатления стилистическими ухищрениями - Zelda, например, с ее уменьшенным мультяшным видом, The Witcher 3 с размытым разрешением.
Если вас интересует, как играется Red Dead Redemption на Switch, то ответ будет прост - да. Как и следовало ожидать от такой старой игры. Неприхотливая, не приукрашенная, но все равно удивительно привлекательная. Более того, игра до сих пор регулярно поражает своими постановками просторов и ландшафтов, в чем она до сих пор остается непревзойденной и что опять же довольно необычно для игроков на Switch.
Но даже в этом случае немаловажной составляющей привлекательности игры было настроение, создаваемое с помощью одного только света, и возникающие при этом моменты, кажущиеся почти волшебными из-за своей непредсказуемости. Когда едешь по ночному звездному небу в одинокой прерии, а за горизонт, словно огненный каток, постепенно выкатывается светящееся красное утреннее солнце, создается впечатление, что разработчики тщательно спланировали и создали этот момент в тщательно проработанном сценарии, как это было бы в других играх, а на самом деле он возникает лишь в результате случайного цикла дня и ночи.
В подобных сценах Red Dead Redemption легко превосходит даже таких современных конкурентов, как игры серии Assassin's Creed и даже своего преемника, которые, конечно, гораздо более технически совершенны, но, несмотря на все свои самые современные вспышки, лучи бога и многократную переэкспозицию, не умеют передать такую грубую архаичную близость к природе. В этом отношении использование атмосферной перспективы, т.е. оптического явления, смещающего удаленные объекты в синеватый цветовой спектр, является несравненно искусным, создающим несравненно яркое впечатление глубины, которое не раз дарит возвышенные моменты при взгляде вдаль.
Тем не менее, Part 1 родом из тех времен, когда Rockstar не размещала каждую травинку и каждую лужицу по отдельности в игровом мире с пышным рукоделием, а покупала их размеры у тех же кактусов и кустов с конвейера copy-&-paste. Впрочем, это вряд ли вызывает беспокойство. С одной стороны, потому что даже современные конкурирующие продукты, от Far Cry до Horizon, в основном, все равно делаются одинаково. С другой стороны, ведь именно это и создает то неповторимое ощущение простора и одиночества, которое и по сей день решающим образом заполняет все игровые ощущения в памяти.
Игриво выдержанный
Но и Red Dead Redemption за 13 лет с момента выхода удивительно хорошо постарела в плане геймплея, тем более если сравнивать ее с представителями тогдашней серии Assassin's Creed, третья часть которой Brotherhood вышла в том же году, что и эпопея Rockstar, и с сегодняшней точки зрения может восприниматься скорее как исторический реликт ранней эпохи жанра, а не как игра, в которую можно с чистой совестью играть ради чистого удовольствия.
По сути, Red Dead Redemption должна была стать поворотной точкой для всего жанра, поскольку крупный конкурент серии от Ubisoft двумя годами позже с Assassin's Creed III пошел в том же направлении, что и западный опус Rockstar: от паркур-игры по улицам и крышам городов к ощущению простора и дикости нетронутой природы, от тактического планирования убийств к экшену и приключениям.
Одна из причин, по которой Red Dead Redemption 1 и сегодня не стесняется сравнения с современными представителями жанра, заключается в том, что она пока не раздувает свои масштабы сменным произволом в виде вопросительных знаков на карте и постоянно заставляет игрока коротать время в большом приключенческом путешествии. Побочных занятий здесь тоже предостаточно, и многие из них довольно праздные - охота или сбор трав для получения мизерных костюмов.
Однако некоторые из них доставляют удовольствие сами по себе, как, например, покер или метание подков, а другие создают остросюжетные истории, которые приятно пережить, потому что им есть что рассказать, и, завершив их, можно не просто поставить галочку в списке дел. Тот факт, что история Red Dead Redemption до сих пор остается одной из лучших, когда-либо рассказанных в видеоиграх, не нуждается в подчеркивании.
Уже одно только начало: эта обреченная на провал история любви между избитым разбойником Джоном Марстоном и хрупкой, но волевой фермершей Бонни, которая не только стоит на своем в мужском мире, но и делает это в условиях, когда на нее обрушиваются все невзгоды мира одновременно. Кроме того, множество мелких и крупных сюжетных нитей так мастерски колеблются между сатирой и трагедией, как это делают только игры Rockstar. Например, история о шарлатане и самозванце, которым поневоле становится Джон Марстон.
И, наконец, конечно же, медленный спуск Джона Марстона по различным кругам ада, путешествие, в котором он не только вынужден убивать своих бывших товарищей одного за другим, но и постепенно теряет свое спасение в поисках искупления. Red Dead Redemption рассказывает свою историю в духе позднего вестерна, где мечты о свободе и безграничности уступили место техническому прогрессу, а на смену героям-идеалистам пришли жадные до власти политики, алчные промышленники и коррумпированные бюрократы.
Именно по причинам, перечисленным выше, лично мне предшественник нравится даже больше, чем его преемник. Не из-за сюжета - в этой области обе игры находятся на одном уровне. Но и в техническом плане, и в плане внимания к деталям игрового мира Part 2, вне всяких сомнений, превосходит все игры нового поколения и играет в своей собственной лиге. Но если в первой части найден разумный компромисс между продуманным игровым опытом и достоверной симуляцией мира, который кажется живым, то в сиквеле на последнем аспекте сконцентрировано столько внимания, что кажется, будто игра почти стыдится того, что она одновременно является видеоигрой, и поэтому иногда пренебрегает чисто игровым опытом.
Это начинается с реалистично анимированного, но раздражающе задумчивого управления и не заканчивается множеством второстепенных действий, которые призваны усилить впечатление реальности, но не способствуют получению удовольствия от игры. В итоге Red Dead Redemption 2 запомнилась всем прежде всего сюжетом, графикой и игровым миром, а не довольно средними игровыми качествами.
Но, к счастью, каждый видит это так, как хочет. Я, например, нашел новую встречу с этой более тонкой и компактной игрой среди всех современных монстров с открытым миром весьма освежающей. Одна из причин этого заключается в том, что вы не просто проходите путевые точки, в то время как сам мир служит лишь переходом от одной к другой, а переживаете его беспрецедентно впечатляющим образом, так что в какой-то момент вам кажется, что вы знаете его как свои пять пальцев, что вы лично знакомы с каждым склоном, каждым одиноким деревом Джошуа и каждой водопойной ямой. Более плотная форма также способствует передаче сюжета, ведь между главами не проходит столько часов, чтобы вы успели забыть, кто все эти люди и что вам предстоит с ними сделать за это время.
Все это гораздо заметнее в ретроспективе, чем в то время, особенно в игре, которая, несомненно, воспринималась в то время как шедевр, но в то же время просто как подделка GTA на Диком Западе, и если хочется в чем-то упрекнуть игру, то это те пункты критики, которые всегда сопровождали игры Rockstar: что распределение квестодателей по игровому миру приводит к тому, что красные нити сюжета несколько бессвязно переплетаются, что основные миссии не столько используют игровой мир как свою сцену, сколько подобно экрану загрузки ведут в него только для того, чтобы потом там что-то сделать, как, например, хаб и инстанс в MMO, и, конечно, можно прекрасно поспорить о осмысленности некоторых побочных действий, которые зачастую служат в первую очередь для хвастовства разработчиков, а не для приятного времяпрепровождения игрока.
Не стоит забывать, что мы имеем дело с игрой 13-летней давности, которая в целом выглядит неплохо, но следы износа также заметны, тем более в жанре, который за эти 13 лет сформировался больше, чем любой другой, и, соответственно, неоднократно менялся и дифференцировался.
А где же возмущение?
Пусть будет так. Вероятно, вы все же ожидали увидеть в этой статье гораздо больше возмущения и гнева по поводу бизнес-практики Rockstar Games, и да, это совершенно спорно, но каждый волен разбираться в этом сам. В любом случае, факты вполне очевидны и могут быть классифицированы и оценены в зависимости от собственного отношения.
Red Dead Redemption, несомненно, заслуживала бы полноценного ремейка, и очень жаль, что вместо этого она вышла, особенно на PS4, на которой, учитывая большое количество современных игр с открытым миром, игра в таком виде, строго говоря, никому не нужна, за исключением, возможно, полноты коллекции или слепой любви к оригиналу. Конечно, 50 евро за такой порт - это большие деньги, на мой взгляд, но если учесть, как быстро падают в цене игры в наши дни, то достаточно подождать еще несколько месяцев после 13 лет, пока она будет стоить лишь часть этой суммы, и только тогда покупать. Или вообще не покупать.
Иначе обстоит дело на Switch, на аппаратном обеспечении которой "старичок", скорее, все еще имеет смысл своего существования, в том числе и с учетом наличия достаточного количества альтернатив в жанре open-world. Игра работает на этой платформе безупречно, по-прежнему интересна, а что касается цены, то достаточно взглянуть на конкурентов, чтобы понять, что Ezio Collection также предлагается на Switch за 50 евро. Вы не обязаны радоваться этому, вы вполне можете быть разочарованы и, возможно, даже немного раздосадованы. Я бы сам не стал покупать эту игру, но не хотел бы останавливать тех, кто считает иначе. В конце концов, это зависит только от вас и ни от кого другого. В этом и заключается вся прелесть.