Zne

Релиз:
Разработчик:
Remedy Entertainment
Издатель:
Epic Games

Тестим: Это не игра. Это опыт!

09 ноября 2023

"Это не озеро. Это океан". Это были последние слова, которые писатель Алан Уэйк сказал игрокам в конце первой части. Намек на то, что его история гораздо масштабнее, чем представлялось ранее, и обещание продолжения. Однако оно было очень долгожданным! Сможет ли серия после более чем десятилетнего перерыва прийти к блестящему завершению или сиквелу лучше навечно исчезнуть на темном дне озера?

Примерно раз в год, когда вечером темнеет все раньше и ветер хлещет по дому, я с тоской вспоминаю об игре Alan Wake. Мрачная атмосфера дремучих лесов ночного американского Северо-Запада, история ужасов с влиянием "Твин Пикса" и романов Стивена Кинга, а в центре всего этого - автор бестселлеров Алан Уэйк, который уже не может отличить реальность от вымысла собственных произведений.

Игра, безусловно, не идеальна. На пути через лес постоянно встречаются одни и те же враги, которых приходится подсвечивать факелом до тех пор, пока с них не сойдет тьма - только тогда их можно пронзить свинцом. На просторах леса часто встречаются уровни с раздутыми трубами, а сюжет наверняка найдется человек, который назовет его запутанным и претенциозным.

Но для меня Alan Wake с его плотной атмосферой и игрой с реальностью обладает огромной притягательностью. Поэтому, конечно, я сразу же схватил вторую часть, дождался, когда на улице стемнеет, послушал, как ветер свистит вокруг дома, и вернулся в Брайт-Фоллс.

Сага начинается

За 13 лет, прошедших после событий первой части, в окрестностях озера Котел неоднократно происходили необычные убийства. У жертв часто отсутствовали органы или они были покрыты неразборчивыми татуировками. Единственное, что объединяло трупы, - все они исчезли в этом районе ровно 13 лет назад. Поэтому агент ФБР Сага Андерсон и ее напарник Алекс Кейси отправляются в тихий приморский городок Брайт Фоллс, чтобы расследовать эти дела. Пока они находятся в пути, происходит еще одно убийство. После первоначального расследования выясняется, что за убийствами стоит местная секта "Культ дерева", а улики все время ведут к озеру Каулдрон и Алану Уэйку.

Он застрял в так называемом Темном месте еще в первой части: это сверхъестественное место на дне озера наделяет художников способностью изменять реальность своими произведениями. То, что поначалу кажется сбывшейся мечтой, для Алана больше похоже на кошмар. Темное присутствие, обитающее в этом месте, заставляет его написать историю, в которой оно может покинуть озеро и окутать весь мир тьмой.

Помимо старого героя Алана, Сага является совершенно новым играбельным персонажем. В дальнейшем вы даже сможете в любой момент переключаться между историями двух главных героев. Так что только от вас зависит, будете ли вы сначала исследовать Брайт Фоллс вместе с Сагой и расследовать убийства, попытаетесь ли сбежать из Темного места вместе с Аланом или просто будете переключаться между персонажами после каждой главы.

Агент ФБР Сага колесит по окрестностям Брайт-Фоллс и соседнего городка Уотери, расследуя места преступлений, опрашивая жителей и пытаясь докопаться до сути культа. Чтобы не растерять все улики, она завела себе "место для мыслей" - вымышленную комнату в своем сознании с собственной доской дел. Она немного напоминает серийных убийц в голливудских фильмах: фотографии и записки приколоты к стене и соединены буквально красной нитью.

Вы должны сами перетащить подсказки в нужное место, но при этом не можете сделать ничего плохого. Если ваше решение оказалось неверным, Сага просто отвергает идею, и вы можете повторить попытку до тех пор, пока нужное место не будет найдено и агент не сделает свои собственные выводы. Во время расследования вы можете в любой момент переключиться на Место разума и посмотреть все заново, но время при этом продолжает идти. Плохая идея - быстро прочитать показания последнего свидетеля в разгар боя.

Проснись, Алан!

Писателю Уэйку не нужно место для ума, ведь у него есть своя писательская комната в Темном месте, включая собственную пишущую машинку. Вместо Тихоокеанского Северо-Запада США Алан попадает в кошмарную версию Нью-Йорка. Механика головоломок здесь также работает несколько иначе, чем в Saga. Когда Алан попадает в место, которое может быть интересно для сюжета, оно появляется на сюжетной доске в комнате писателя как потенциальное место действия. Автор может черпать вдохновение в отголосках прошлых событий и таким образом менять обстановку.

Например, в ходе сюжета Алан оказывается в холле гостиницы и слышит в эхе, что когда-то здесь проходило театральное представление, декорацией к которому служил весь отель. С помощью панели действий вы можете переключаться между двумя версиями фойе: обычным состоянием или временем представления, когда некоторые двери закрыты или открыты, или реквизит, возможно, загораживает коридор. Каждая версия предлагает различные пути и условия.

Таким образом, вы прокладываете свой путь через комнаты, собирая новое вдохновение и локации, пока, наконец, не доберетесь до места назначения Алана. Это может привести к некоторой путанице, когда вы обнаружите четыре разные комнаты, каждая из которых имеет пять вариантов, которые можно комбинировать по своему усмотрению. Но когда вы освоитесь и все кусочки головоломки окажутся в нужном месте, менять реальность будет очень интересно.

Поэт и муза

Особенно потому, что каждая локация выглядит просто невероятно хорошо. В графическом плане Alan Wake 2 может предложить многое - если, конечно, ваше "железо" способно это выдержать. Поскольку свет и тень и связанная с ними борьба с темнотой являются центральными элементами серии, большинство глав (особенно страшных) происходят ночью. Но когда мерцающий красный свет сигнальной ракеты пляшет среди деревьев, высвечивая полдюжины разъяренных теневых фигур, несущихся прямо на вас, пульс внезапно учащается.

Лишь когда первые лучи восходящего солнца пробиваются сквозь густые кроны деревьев, напряжение на короткое мгновение уступает место тишине. Если говорить о настроении и атмосфере, то Remedy определенно ничего не забыла за последние годы, а использует современные технологии для создания образов и моментов, о которых можно было только мечтать в первой части.

Музыка вновь принадлежит финской группе Poets of the Fall - точнее, их коллеге по игре, Old Gods of Asgard. Придется прикусить язык, чтобы ничего не испортить, но, как и в первой части, саундтрек не только приятно слушать (The Poet and the Muse и War до сих пор в моем ежедневном плейлисте), но и он играет центральную роль в сюжете.

Одна музыкальная интерлюдия в Alan Wake 2 - это одна из лучших сцен, которые я когда-либо видел в видеоигре. Не хочу портить сюрприз, но чтобы вы знали, что имеется в виду, когда играете, скажу просто: музыкальная. Обычно мне приходится переигрывать части по четыре раза только потому, что противники меня сбивают, а не потому, что я не могу поверить в происходящее на экране.

Страсть и любовь всех участников к игре видна на каждом шагу. Поэты Fall не только исполняют музыку, но даже вживаются в роли старых богов Асгарда в живых сценах. Илкка Вилли, финский актер, который еще в первой части подарил свое лицо Алану Уэйку, в сиквеле играет писателя с такой интенсивностью, как будто после этого его больше никогда не пустят перед камерой. А Сэм Лейк, создатель Alan Wake, сам бесцеремонно выхватил роль напарника Саги Алекса Кейси. Правда, его выступления порой больше напоминают самопальный фанфик, но тоже неплохо.

По окончании одной из глав я уже собирался покинуть кинозал, как вдруг на экране мелькнуло что-то новое: 20-минутная короткометражка с участием практически всех актеров игры - и, конечно, Сэма Лэйка в главной роли. Сюжетно эта лента ничего не добавляет, и большинство игроков, скорее всего, ее даже не заметят, но я, конечно, сел и досмотрел до конца. Эти и многие другие детали и делают Alan Wake 2 такой особенной.

Не падение убивает

Однако, как ни странно, именно эта страсть к своим играм и вызывает у меня наибольшие нарекания. Alan Wake 2 - это официальная прелюдия к Remedy Connected Universe, т.е. всеобъемлющему миру, в котором будут происходить события всех игр разработчика. И хотя в Control уже выходило DLC, отсылающее к событиям первого Alan Wake, в Alan Wake 2 обе вселенные окончательно слились воедино.

Федеральное бюро контроля, правительственная организация, отвечающая за пресечение сверхъестественных явлений в Контроле, оказывает существенное влияние на судьбу Алана и Саги. Я вообще-то большой поклонник таких накладок, но, на мой взгляд, Remedy в конечном итоге жертвует хорошо рассказанной и цельной историей в угоду общей пользе. После более чем 20 часов игры важные вопросы, которые игра ставила до этого момента, так и остались без ответа. Не нравится мне и то, как решен главный поворот игры.

У меня такое ощущение, что они хотели оставить все двери открытыми для Control 2 или Alan Wake 3. Возможно, все эти вопросы и проблемы уже будут сняты в New Game Plus, но он должен появиться не раньше, чем через месяц после релиза. По словам представителей Remedy, во втором прохождении игры действительно появится новый сюжетный контент. Это было бы логично с точки зрения финала, но кто захочет тратить еще 20 часов на игру через месяц после релиза только для того, чтобы (возможно) увидеть реальную концовку? А я этого хочу! К счастью, через месяц еще довольно рано стемнеет, и ветер все еще свистит вокруг дома. Мы с Bright Falls не виделись в последний раз...

Новости про Alan Wake 2
Статьи про Alan Wake 2

Новые публикации игр