Игры всегда были в первую очередь аудиовизуальным развлечением, поскольку до сих пор максимум, что можно было почувствовать, - это дрожание контроллера. Однако гул и тактильная обратная связь контроллера предназначены только для ладоней и кончиков пальцев. Они могут передавать происходящее в игре лишь в очень ограниченной степени. Если компания OWO добьется своего, то в скором времени ситуация может измениться, поскольку ее тактильный жилет должен обеспечивать всю верхнюю часть тела буквально ударными впечатлениями. На выставке Gamescom нам разрешили опробовать тактильную игровую систему OWO.
Когда я узнал, как работает этот игровой жилет, мне стало немного не по себе. Электрические разряды? Серьезно? Звучит не очень весело, и ведущие явно наслаждались тем, что поначалу оставили меня в неведении. Я могу это понять, в конце концов, приходит какой-нибудь метр девяносто и вдруг становится белым как простыня, даже не успев надеть жилетку. После презентации, я уверен, они хихикали над этим за закрытыми дверями. За это их можно простить. Честно говоря, я и сам потом смеюсь над этим.
Но давайте будем честными: жилет, который должен сделать гладкое пулевое проникновение ощутимым и работает для этого с электрическим разрядом, в теории поначалу кажется болезненным. Замечание о том, что беременным женщинам, носителям металлических имплантатов и тем более кардиостимуляторов следует воздержаться от его использования, не делает его лучше для несведущих. Но я могу дать добро: боли вы не почувствуете.
Единственное, к чему нужно привыкнуть, - это первое надевание жилета, поскольку жилет и его холодные гелевые подушечки должны плотно прилегать к голой коже. Поэтому снимите рубашку и наденьте его. С моими ручками я чувствовала себя как прессованная сосиска. Эстетика, конечно, вторична. Но я не хотела идти на показ мод, я хотела почувствовать себя виртуальными шариками, так что закройте глаза и действуйте.
От ваты до пули
Скажу прямо: впечатления иногда бывают жестокими, но такая имитация прострела больше похожа на то, как если бы кто-то бросил в меня коллекцию ластиков. Давление ощущается, но реальной боли нет.
Более того, интенсивность воздействия можно регулировать в тонких градациях с помощью прилагаемого приложения. Они настолько тонкие, что на самых нижних шести уровнях я вообще ничего не заметил. Приставленный ко мне ведущий возился с калибровочным приложением, а я ожидал удара молнии Тора. Но нет, начиная с 6-го уровня и далее он слегка пощелкивал. Ощущение такое, как будто тебя осыпают маленькими ватными палочками. Он увеличивал настройки, пока я не остановился на уровне 10 (из 33) для начала.
Затем дело дошло до конкретики: Я получил возможность поиграть в Drone Wars, VR-игру, в которой я полностью погрузился в трехмерное поле боя с помощью Meta Quest 2.
Пока я расстреливал с неба атакующих дронов из пистолета и одновременно укрывался от их града пуль переносным щитом, на меня нахлынули различные впечатления, которые немного перегрузили меня в первом раунде игры. Присвоить их все мне не удалось. На десять зон поражения - руки, грудь, живот и спина - несколько ударов приходили одновременно или с минимальной задержкой - ощущение, которое мой мозг поначалу не мог разделить в фазе высокой концентрации на стрельбе.
Вторая попытка была гораздо успешнее, потому что я наконец понял, что именно жилет пытался донести до меня. Жилет передавал мне не только удары вражеских пуль в грудь, живот и спину. Взрывы беспилотников, вызывающие волны давления, также достигали моего тела.
Возможности для совершенствования
В этом отношении, на мой взгляд, тактильная игровая система OWO еще недостаточно развита, чтобы можно было провести реальное различие. Ведь такое широкое воздействие, как взрывная волна, больше похоже на залп выстрелов, которые раздаются одновременно. Поэтому реальный охват территории не достигается. Таким образом, мы еще далеки от тактильных ощущений, которые испытывает герой фильма "Первый игрок".
По ощущениям это напоминало (гораздо более приятную в управлении) версию EMS-тренировки. Тем не менее, обратная связь открывает совершенно новый уровень игры, который не только повышает уровень погружения. В будущем это может даже сделать ненужными дисплеи, поскольку возможна постоянная обратная связь. Например, кровотечение или втыкание ножа (даже при вращении тела).
После сеанса "Войны дронов" мне разрешили попробовать несколько индивидуально контролируемых впечатлений, интенсивность которых была немного увеличена. Например, укусы насекомых или поперечный порез ножом. Чем выше была интенсивность, тем сильнее отличались варианты. Назвать их настоящими впечатлениями было бы все же чересчур.
Это интересные интерпретации, которыми можно увлечься - так же, как увлекаются графическими интерпретациями в играх, не считая их абсолютно реалистичными. Для первых коммерчески жизнеспособных попыток в этом направлении жилет OWO - удивительное достижение. Тем более что он подходит не только для VR. Он должен работать и на ПК, и на консолях, поскольку в конечном итоге жилет управляется небольшим устройством, связь с которым осуществляется по Bluetooth.
Высокотехнологичное оборудование уже работает с такими играми, как Halo Infinite, CS Go, Rocket League, Beat Saber, Half-Life: Alyx, Superhot и др. Также уже объявлено о сотрудничестве с Ubisoft по грядущей игре Assassin's Creed: Mirage. Если у нас будет такая возможность (то есть как только мы получим тестовый образец), мы расскажем вам о впечатлениях от игры. Если вы заинтересовались, то уже сейчас можете заказать Haptic Gaming System от OWO на их сайте. Стоимость устройства составляет 499 евро, а срок ожидания составляет три месяца.