Странно, как иногда складываются обстоятельства. Если игры по мотивам фильмов и крупных вселенных франшиз, таких как "Звездные войны" и "Властелин колец", - далеко не редкость, то адаптации литературных произведений появляются лишь изредка. Но вот, спустя всего несколько дней после выхода приключенческой VR-игры Journey to Foundation (обзор), выходит еще одна видеоигра по мотивам трилогии романов Айзека Азимова, взявшая за образец классика научно-фантастической литературы: The Invincible Станислава Лема.
В роли астробиолога Ясна вы очнулись в начале игры на чужой, негостеприимной пустынной планете Регис III. Хотя вы помните, что находитесь в исследовательской миссии по изучению неизвестных планет, вы не помните последние несколько дней: высадку, изучение инопланетной флоры и, самое главное, почему вы потеряли сознание вдали от базового лагеря. Никто из членов вашей команды не отвечает на ваши радиопризывы о помощи, а ваше оборудование сильно повреждено. Только одно кажется несомненным: что-то пошло не так.
Вскоре Ясна добирается до лагеря, но обнаруживает, что половина ее команды мертва, а другая половина сошла с ума. Только с капитаном миссии, оставшимся на орбите материнского корабля, можно связаться по радио, и он поможет вам издалека. В поисках последнего пропавшего члена команды Ясна отправляется в трудное путешествие, чтобы раскрыть секреты планеты и найти дорогу домой.
Еще хуже то, что Альянс, враждебная межгалактическая сверхдержава, по всей видимости, также обнаружил свой интерес к Регису III и отправил собственную экспедицию. Слухи о "Непобедимом", новом флагмане Альянса, по огневой мощи сравнимом со "Звездой смерти", уже давно ходят в Содружестве - другой сверхдержаве, в которую входит и Ясна. Может быть, неожиданное появление поблизости этого линкора как-то связано с загадочными происшествиями? Может быть, Альянс испытывает здесь, в далеком космосе, новое высокотехнологичное оружие для предстоящей галактической завоевательной кампании? Или сама планета таит в себе мрачную тайну, недоступную человеческому пониманию?
По мотивам романа "Непобедимый" Станислава Лема
Оригинальный роман "Непобедимый" польского писателя-фантаста Станислава Лема был опубликован в 1964 г. и поэтому является одной из классических книг "золотой эры" жанра, в котором в то время работали в основном американские авторы, такие как Айзек Азимов, Филипп К. Дик и Артур Кларк. Соответствуя эпохе своего создания, сюжет реализации игры также погружен в тематику событий того времени на фоне холодной войны, борьба между сверхдержавами за господство на нашей планете Лем продолжилась в далеком будущем и глубинах космоса. Несмотря на то, что сюжет игры значительно отличается от оригинальной книги в плане персонажей и даже главного героя, польские разработчики из Starward Industries остались тесно связаны с тематикой и видением Лема.
В ней Станислав Лем исследует вопрос, который волновал многих писателей-фантастов того времени и, прежде всего, красной нитью проходил через его собственное творчество: вопрос о том, не может ли внеземная жизнь также выглядеть совершенно и принципиально отличной от жизни, известной нам на Земле, то есть максимально далекой от "маленьких зеленых человечков", какими их представляли себе в то время, до гуманоидных пришельцев из современных фантастических сериалов, в которых инаковость создается лишь импровизированным способом - путем приклеивания ушей, носов и хмурых бровей. В романе "Солярис", который, вероятно, гораздо более известен в нашей стране, Лем философски рассуждает об альтернативных концепциях сознания, которые кажутся непостижимо чуждыми человеческому сознанию и занимают размеры целой планеты.
Тем, кто никогда не слышал ни слова об оригинальном романе, стоит пропустить следующий абзац, хотя он не содержит никаких спойлеров, которые не были бы уже раскрыты в рекламном проспекте книги. Однако, поскольку игра ставит центральную тему романа как своего рода резолюцию, это может быть тонким сюрпризом, который на самом деле таковым не является.
Как бы то ни было, в "Непобедимом" Станислав Лем размышляет о совершенно иных формах жизни, которые, в отличие от всего, что мы знаем, не являются органическими по своей природе, основанными на углероде и аминокислотах, а имеют совершенно иное происхождение. Его также волнует идея формы сознания, которую Лем одним из первых в то время счел мыслимой и которую сегодня можно назвать роевым интеллектом.
Симулятор ходьбы по фантастически красивой научно-фантастической книге
С точки зрения игрового процесса The Invincible можно было бы охарактеризовать как приключенческую игру с небольшим уклоном, но по своей сути это симулятор ходьбы. Разработчики явно сосредоточились на передаче сюжета, а не на головоломках и задачах. Большую часть, нет, скорее все семь часов игрового процесса вы следуете по довольно простому пути через всю планету, разговаривая с руководителем миссии по рации, а в остальном вам нужно нажать всего несколько кнопок, чтобы запустить планетоход или найти источник радиосигнала с помощью пеленгатора. В этом смысле The Invincible - не столько видеоигра, и даже не интерактивный фильм, поскольку решения принимаются лишь изредка, сколько своеобразная книга-путеводитель.
Фантастически красивая книга. Щедрость деталей, с которой разработчики из Starward Industries оживили инопланетную планету, просто захватывает дух, чего вряд ли можно было ожидать от такой относительно небольшой инди-компании. Невозможно не остановиться, чтобы полюбоваться видом этой удивительной планеты с ее бескрайними дюнными равнинами, изрезанными скальными образованиями и чудовищным оборудованием для раскопок, оставленным предыдущей экспедицией.
Вы видите каждую царапину на краске на стенах и каждую пылинку на лобовом стекле. А когда солнце пробивается сквозь клубящийся песок и рисует причудливую игру красок на стеклянном визоре шлема вашего скафандра, от этого просто захватывает дух. В графическом плане The Invincible легко может соперничать с любой современной крупномасштабной продукцией и является одной из самых впечатляющих игр года, по крайней мере, в этом отношении.
Прежде всего потому, что разработчики в дизайне футуристических машин, оборудования и транспортных средств отдали дань эпохе, в которую был написан роман, спроецировав в будущее не современное состояние техники, а состояние техники 1960-х годов, подражая эстетике научно-фантастической литературы того времени и ее книжным обложкам. Здесь нет причудливых разноцветных сенсорных экранов и прозрачных голограмм, нет антисептического белого дизайна Apple и бортовых компьютеров с голосовым управлением.
Вместо них - тумблеры и громоздкие рычаги, измерительные приборы с аналоговыми указателями, большие красные контрольные лампы и роботы из металлических шарниров, винтов и шестеренок. Мостик космического корабля в фильме "Непобедимый" больше напоминает центр управления Чернобыльским атомным реактором, а комната отдыха на космической базе с ее аляповатыми оранжевыми и коричневыми оттенками навевает воспоминания о модной дизайнерской мебели времен свингующих шестидесятых. Беспилотники наблюдения не записывают видео на цифровые носители, а выдают бумажные фотографии каждые несколько часов, а космические корабли и транспортные средства сверкают и мигают обтекаемым хромом, как дорожные крейсеры и винтовые самолеты того времени.
Поэтому The Invincible - это прежде всего игра для любителей классической научно-фантастической литературы, обсуждаемых в ней видений будущего на фоне современных событий и концепций дизайна, которые сегодня воспринимаются как ретрофутуристические. Всем остальным не слишком впечатляющий сюжет, скорее всего, покажется утомительным, а порой и скучным, именно потому, что на протяжении длительных отрезков времени вы просто бегаете, а повороты и решения с современной точки зрения выглядят не так оригинально, как в 1960-е годы, тем более что за прошедшее время они были так часто подхвачены и скопированы кино и телевидением, что стали очень знакомыми и потому во многом предсказуемыми.