Таинственный, пустынный мир, полный головоломок, которые бросают вызов, прежде всего, пространственному воображению. Сотни маленьких механизмов среди руин, воспоминания о трагической судьбе. Почему? Нам предстоит выяснить это, решая головоломку за головоломкой. Ведь особенность головоломок, как понял через несколько часов один из коллег по команде, в том, что их можно решить.
Что общего между романом "Мир Софи", ситкомом "Хорошее место" и "Принципом Талоса 2"? Они сочетают в себе повествовательную среду с огромным количеством философских рассуждений. В лучшие моменты они представляют собой идеальный синтез развлечения и философии, насколько позволяет гегелевская ссылка в начале статьи. В более слабые моменты оба направления существуют бок о бок, как будто центр образования для взрослых и ярмарка развлечений соединены вращающейся дверью.
Что представляет собой игра The Talos Principle 2? После короткого сновидческого эпизода, выполняющего роль обучающего, мы "рождаемся" в роли 1К. Наш герой, как и все остальные персонажи в центральной локации "Новый Иерусалим", выглядит как робот, но говорит о себе как о человеке, считая себя возрожденными потомками первых жителей Земли. И они - вместе с часто цитируемым основателем - построили новую цивилизацию, последним планируемым новичком которой являемся мы.
Жители города должны быть в восторге
Нас сразу же торжественно приветствует мэр города. Однако во время его пламенной речи появляется облако частиц в виде Прометея, которое, как положено, связывается другим облаком божественных искр, а затем, как это ни драматично, снова растворяется. Население Нового Иерусалима относится к этому спокойнее, чем стопроцентные био-гомо-сапиенсы, но, конечно, не проходит и двух минут игры, как на необитаемом острове обнаруживается сигнал, возможно, связанный с человечеством, и команда отправляется исследовать все это и установить связь. При этом я бы утверждал, что большую часть реальной работы выполняет 1К, а остальные члены команды лишь изредка держат в воздухе измерительные приборы, как будто ими можно ловить покемонов.
На данный момент наша основная задача - разгадывать цепочки головоломок на соответствующих островах, а также, возможно, следить за древними артефактами и лабораториями. Если головоломная часть в большинстве своем работает отлично, то исследовательская и сюжетная часть несколько отстает, особенно в первые несколько часов игры, как бы ни старались разработчики из Croteam заполнить ее анекдотами, разговорами в моей команде, в Новом Иерусалиме или социальными сетями в моем КПК.
Это связано в первую очередь с тем, что The Talos Principle 2 в целом гораздо амбициознее своей предшественницы как в количественном отношении - размер мира, количество всего - так и в качественном: игра практически не оставляет без ответа ни одного философского вопроса истории человечества. Особенно в первые часы игры The Talos Principle 2 приходится заполнять весь свой мир и взаимосвязанные механики, что приводит к чрезмерно длинным диалоговым деревьям и виртуальным почтовым ящикам, как после трехнедельного отпуска.
Игровой мир и механика в нем хорошо продуманы, хорошо сделаны и хорошо написаны, включая хорошо дозированный юмор и каламбуры. Даже если бы я играл в эту игру исключительно в одиночку, мои пальцы регулярно тянулись бы к кнопке скриншота, чтобы запечатлеть впечатляющие таинственные здания. Атмосфера освещения, огромные размеры зданий над и под землей, флора и фауна: в Talos Principle 2 все это передано на очень убедительном уровне, за исключением редких оленей, которые внезапно появляются. И еще: Мини-карта вместо компаса позволила бы сократить ряд путей прохождения.
Боги должны быть согнуты
История, которая разворачивается, в первую очередь связана с местонахождением основательницы Афины, которая, по всей видимости, некоторое время назад в спешке покинула Новый Иерусалим. Да и сам город переживает не лучшие времена, а население особенно обеспокоено безопасностью энергоснабжения. Разумеется, вскоре мы знакомимся с подпольным движением, которое ставит перед правительством и городом совершенно иные цели.
Кроме того, происходит встреча с множеством мистических существ из восточного Средиземноморья: голос в сновидениях снова подает Элохим, еврейское слово, означающее божество, знакомое по предыдущей игре, а в процессе исследования и решения головоломок мы также встречаем сфинкса, упомянутого Прометея и половину пантеона с Олимпа, прямо или через пересказ. Столь масштабная мифология "сделай сам" могла бы обернуться плачевно, а в худшем случае и вовсе показаться древним фанфиком, но мастерски сплетенное повествование постепенно выстраивает увлекательную историю.
Доски хотят быть сумасшедшими
Для решения головоломок мы перемещаемся с помощью 1К в экранированных зонах и используем предоставленные инструменты для создания соединений, удаления электромагнитных стен или активации переключателей. Каждый инструмент, доступный в комнатах-головоломках, может быть использован ровно для одного - передачи света от источника, изменения цвета света (как в обратном, так и в смешанном варианте), нарушения работы машин или энергетических полей, сверления временного отверстия в стене в определенных местах...
И, как и подобает хорошей головоломке, в TTP2 эти простые ингредиенты превращаются в умные задачи. Как мне добраться до огороженной зоны сзади, куда луч света не проникает, - с помощью ящика, но я не могу протащить его через полупроницаемый портал, а глушитель мне уже нужен для... хм, а если я сначала запрыгну на вентилятор с ящиком, и он катапультирует меня в целевую зону, может быть? О нет, я могу сначала отклонить этот луч света, а потом... да, это сработает!
В лучшие моменты TTP2 достигает невероятного удовольствия от головоломок. Ощущение, когда с первой попытки решаешь несколько задач и получаешь награду от своих коллег-роботов, может поспорить с любой дракой в Arkham или перестрелкой в Battlefield. А когда во время решения более сложных головоломок "ты просто должен догадаться" падает пятидесятицентовая монетка (инфляция!), я буквально чувствую команду на активацию стратегических запасов дофамина в верхнем мозге.
Однако в области головоломок еще есть потенциал для совершенствования. Восемь головоломок в каждой части мира плюс бонусные задачи между ними - и я иногда сдавался через полчаса после решения некоторых из них, а это не проблема, сидя перед монитором. Еще сложнее то, что игра не предоставляет никакой помощи, а только возможность отметить определенную головоломку как решенную с помощью так называемых "искр Прометея". Я никогда не смогу обратиться за помощью к кому-нибудь из товарищей по команде? Я не могу попросить показать мне область головоломки с высоты птичьего полета? И: несколько раз мне удавалось создать тупики внутри некоторых головоломок, потому что определенные предметы или мой персонаж навсегда застревали в комнатах, куда уже невозможно попасть извне.
В целом, однако, головоломная часть The Talos Principle 2 производит впечатление чрезвычайно продуманного дизайна, который просто доставляет удовольствие. Редко когда моя интеллектуальная самооценка так сильно колебалась между "Подайте мне ручку и бумагу, посмотрим, может быть, гипотеза Гольдбаха все-таки не доказуема..." и "Завтра в офис пришлют кого-нибудь завязать мне шнурки" - но почти всегда с огромным вложением сил и удовольствием от прогресса.
Насмешники, наверное, в депрессии
После прохождения цепочек головоломок и небольших, в основном необязательных диалогов с командой, в которых хорошо проявляются разные характеры - в том числе очаровательная дискуссия о собаках и кошках как домашних животных, - игра переходит в небольшой раздел, напоминающий тетрис, а затем в большие башни, в которых мистические облака частиц в виде Прометея, например, ставят моральные вопросы. Каков урок смертельного полета Икара слишком близко к солнцу? Наши роботизированные собратья также практически в каждом диалоге пристают к нам и просят дать моральную оценку тем или иным решениям. Выход из состава учредителей - понятен или непростителен? В зависимости от личности нашего собеседника сразу же следует отрицательная или утвердительная, иногда эмоциональная реакция, но немедленных последствий не наступает.
То, что головоломки и сюжетные части долгое время существуют практически отдельно друг от друга, вполне объяснимо - и я предпочитаю это отчаянным попыткам объяснений и вкраплений в дурном стиле клонов Myst. Однако это также создает довольно отстраненное впечатление, в котором множество мелких отсылок к литературе или музыке, а также диалоги должны стоять больше сами по себе, чем при более удачном сочетании принципов.
На очень высоком уровне The Talos Principle 2 не дотягивает до таких крупных образцов жанра, как серия Portal или Journey, даже - а может быть, именно потому, что они пробуют свои силы на гораздо более мелкой выпечке. Путешествие в Новый Иерусалим можно смело рекомендовать всем, кто любит посидеть перед компьютером с белым вином или какао. Что касается, надеюсь, грядущего преемника, то здесь применима старая редакторская поговорка: сокращение на десять процентов делает любой текст лучше.