Злая мина к доброй игре
Даже по меркам того времени игровой мир Gothic был не очень большим. Тем не менее, Khorinis удалось буквально затянуть игроков в себя. Заявленной целью Piranha Bytes на тот момент было создание своего рода Ultima Underworld - и им это удалось. Ваши действия оказывают заметное влияние на окружающую обстановку, и персонажи реагируют на них соответствующим образом. Неугомонные грубияны быстрее чувствуют холодную сталь солдатских клинков, чем нежные льстецы. Возьмем для примера бедного червяка Грэма: картограф с радостью продаст вам свою карту Старой шахты за порцию руды, но пригрозите ему фунтом в рот, и он охотно отдаст себя в руки бесплатно.
Странные обитатели и грубоватые диалоги не в меньшей степени способствуют правдоподобности мира Готики. Вы оказываетесь в тюремной колонии, заключенные которой годами выстраивали свое собственное сообщество с особыми правилами и иерархией. Конечно, тон здесь гораздо грубее, чем у коллег по героическому жанру. Если пресловутый NPC Мад захочет присоединиться к вам, вы можете дружелюбно сказать ему "Отвали!", что вы не согласны. Если вы захотите оскорбить стоящего рядом парня, сказав, что его мать совокупляется с козлами, он прагматично ответит: "Наверное, действительно совокупляется".
Но не только суровая атмосфера и сегодня выделяет мир Gothic, но и особый прием, ставший впоследствии визитной карточкой игр с открытым миром, отличал Ruhr RPG и в те времена: Вы действительно можете добраться до любого места, виднеющегося вдали. Если вы готовы к долгим прогулкам, то будете вознаграждены уникальными приключениями и историями. Piranha Bytes не ставит перед вами никаких ограничений, но вы всегда должны ожидать встречи со слишком сильными врагами или монстрами, которые забьют вас до смерти быстрее, чем вы успеете крикнуть "Ах ты, горчичный коврик, изъеденный личинками".
Эти достоинства по-прежнему отличают Gothic от многих других ролевых игр. Там, где озорство формулы Ubisoft распространяется, как лесной пожар, и вы едва видите карту из-за всех символов, Piranha Bytes дает вам максимальную свободу действий в любой момент. Будьте тем безымянным героем, которым хотите быть, и не извиняйтесь за это. За исключением, пожалуй, From Software (Elden Ring) и Nintendo (Zelda: Breath of the Wild), мало кто из современных студий осмелился предоставить игрокам такую свободу. Слишком глубок страх оттолкнуть потенциальных фанатов отсутствием руководства. Даже 20 лет спустя мир "Готики" по-прежнему притягивает к себе почти магическим притяжением - если, конечно, вы готовы не обращать внимания на устаревшие технологии.
Мои глаза, у спящего!
По моим воспоминаниям, Gothic не была очень красивой игрой даже по меркам того времени - но это было связано в том числе и с тем, что мой тогдашний компьютер просто не обладал достаточной мощностью, чтобы адекватно изображать Хориниса на экране. Впрочем, не только у меня, поскольку требования к аппаратному обеспечению были довольно высокими. Соответственно, насладиться атмосферой в полной мере могли лишь немногие герои.
Конечно, в этом отношении порт для Switch оставляет желать лучшего. Кроме корректировки формата и разрешения изображения, никаких визуальных улучшений ждать не приходится. Так что либо вы питаете ярко выраженную слабость к ретро-играм, либо заставляете себя не обращать внимания на визуальные эффекты и полностью погружаться в атмосферу, создаваемую диалогами и миром. В противном случае "Готика 2023" не доставит вам особого удовольствия.
На Nintendo Switch, напротив, вы получаете ярлыки плечевых кнопок для быстрой загрузки и сохранения, управление, полностью адаптированное под геймпады, и то же неуклюжее ощущение при передвижении. А отсутствие пресловутой кнопки "действие", которая в оригинале для ПК выступала в роли универсального оружия, просто находка и многократно улучшает ощущения от игры. Но это не значит, что стоит ожидать рудиментарного современного опыта. Одно только отсутствие функции автосохранения дает о себе знать.