Статьи

The 7th Guest VR

Zone

XYZ

Zne

Тестим: Классика в новой интерпретации

22 октября 2023

Тот, кто застал переход от дискет к CD-ROM в качестве носителя информации для компьютерных игр в середине 90-х годов, наверняка знаком с игрой The 7th Guest. Эта роскошно сделанная игра-ужастик впечатляюще иллюстрировала, куда нужно было двигаться по представлениям того времени: фотореалистичная графика, кинематографичные сцены с реальными актерами, симфонический саундтрек. "Это будущее!" - такова была первая эйфорическая реакция тогдашних геймеров, которая быстро сменилась разочарованием.

В то же время эта примитивная головоломка наглядно продемонстрировала пределы новых технических возможностей и выявила немыслимый ранее разрыв между кинематографичностью разумно интерактивного фильма и изощренностью геймплея и свободой выбора настоящей игры. Почти ровно 30 лет спустя классика предстает в совершенно новой интерпретации в VR для Quest, PC-VR и Playstation VR 2.

Книга-головоломка как игровой фильм

"Старик Штауф построил дом и наполнил его своими игрушками. Однажды ночью были приглашены шесть гостей, и их крики были единственным шумом". Не знаю, как часто я слышал эту фразу, которая в 1993 году представляла вступление к фильму The 7th Guest, по крайней мере, достаточно часто для того, чтобы быть в состоянии повторить ее без пробела даже сегодня. И если вы принадлежите к первому поколению геймеров, которые оснастили свой ПК приводом CD-ROM, чтобы играть в Rebel Assault, Myst или The 7th Guest, то вы должны чувствовать то же самое.

Бесчисленное количество раз я смотрел это вступление в одиночестве, каждый раз с широко раскрытыми глазами и зажатыми ушами, не в силах поверить в то, что вижу и слышу: Графика высокого разрешения, жуткая скрипичная музыка на фоне логотипа разработчика Trilobyte, целый симфонический оркестр, бьющий молнии за изображением чудовищного поместья Штауфов, затем многоминутное вступление, в котором, как в фильме с настоящими актерами, разыгрывается история. И только начало спектакля в фойе виллы: вид на длинную лестницу в темноте и, наконец, плавное, почти парящее движение камеры вверх по ступеням при нажатии на нее - буквально поднимало настроение. Невозможно было оторваться.

Но в то же время "Седьмой гость" уже зародил подозрение, которому суждено было укрепиться в последующие годы благодаря многочисленным продуманным, но посредственным играм на CD-ROM: игры и фильмы - это гораздо более разные медиа, чем может показаться на первый взгляд. Если в игре вдруг появляются интермедии, напоминающие кинофильмы, это не означает, что она автоматически становится "фильмом, в который можно играть" - напротив, эти сцены часто скорее мешают игровому процессу. И то, что фильм вдруг становится интерактивным, не делает его более захватывающим или лучшим - напротив, его драматургия быстро рассыпается в произволе взаимозаменяемости.

The 7th Guest быстро завоевал репутацию некоего подобия цифровой книжки-головоломки из привокзального киоска с приложением художественного фильма. FMV-последовательности и игровые сегменты, казалось, странно соседствовали друг с другом, в значительной степени оторванные друг от друга и служившие лишь для того, чтобы вызвать одно другое. Таким образом, провозглашенная в то время эра интерактивного кино существовала в лучшем случае недолго в залах заседаний голливудских студий или в прессе, посвященной стилю жизни, которая предчувствовала "следующую большую вещь", но практически не имела представления об игровом мире. В истории игр она занимает лишь маргинальное место как любопытное отклонение.

На этом можно было бы подвести черту под темой, если бы два события, произошедшие за последние 30 лет с момента выхода "Седьмого гостя", не представили ее в ином свете. С одной стороны, есть очень успешные игры серии Prof. Layton, которые, возможно, сами того не подозревая, в основном придерживаются той же игровой концепции, что и The 7th Guest, и тем самым показали, что, несмотря на все пророчества об обреченности, все еще может работать, если только головоломки будут придуманы чуть более хитроумно, а взаимодействие игрового процесса и сюжета будет более органичным.

А с другой стороны, существует бурно развивающаяся в настоящее время мода на игры в жанре "escape room", которые также основаны на очень похожем принципе и за последние несколько лет получили огромное развитие. Оглядываясь назад, можно сказать, что "Седьмой гость" - это уже не неудачный гибрид игры и фильма, а первопроходец в жанре, которому просто необходимо еще много дорабатывать, превращая его из необработанного алмаза в ослепительную драгоценность.

С этой точки зрения критика The 7th Guest того времени, возможно, даже должна быть полностью пересмотрена. Ведь, в конце концов, посредственность игры, возможно, объяснялась не принципиальной несовместимостью фильма и игры. А просто из-за посредственности содержащихся в ней головоломок. Помните? Эти постоянные шахматные головоломки, этот дурацкий зеленый торт с нарисованным на нем кладбищем в самом начале, эта подделка под Reversi с вирусами в микроскопе, банками в шкафу, эти постоянные бездумные головоломки, игры с числами и лабиринты. От них буквально несло нафталином, как от коробки с молью.

The 7th Guest VR: все знакомое, но все новое

И именно в этом случае на помощь приходит The 7th Guest VR: Все головоломки совершенно новые. Да и вообще, разработчики, похоже, прекрасно понимали родство с жанром escape room, ведь в каждой комнате особняка теперь предлагается не одна, отдельно стоящая головоломка, как раньше, а несколько, которые зачастую связаны между собой, как в одной из популярных комнат побега.

Одно только большое разнообразие и широкий спектр отдельных заданий свидетельствуют о том, что разработчики, очевидно, были в полной мере осведомлены о прогрессе, достигнутом в этой области за последние годы. Нужно переключить точки на модельной железной дороге так, чтобы поезд подобрал отдельные вагоны к месту стоянки, или распределить кукол в кафе по их владельцам с помощью логических связей. На кухне нужно взвесить гирьки на весах, чтобы узнать нужное количество ингредиентов для рагу, нажать в правильном порядке на драгоценные камни в ожерелье дивы, чтобы в итоге получились одинаковые цвета для нужного узора, а в умной игре на выпивку нужно выпить все имеющиеся напитки в нужном количестве, чтобы последний отравленный глоток остался за вашей коллегой и не случился с вами.

Как бы ни был приятен этот общий скачок качества и изобретательности, общий уровень головоломок снова колеблется. Конечно, головоломки остались в традициях оригинала: подвижные и шахматные пазлы, ребусы и лабиринты. Кроме того, игра не объясняет правила и задачи, а оставляет их разгадывание на усмотрение игрока. Нередко первые несколько минут головоломки проходят в полном недоумении, что же, собственно, нужно сделать. Но это сделано намеренно. Процесс обучения - это часть процесса решения. Если вы долгое время не можете подобрать слов, то через некоторое время игра даст вам тонкую подсказку, в каком направлении нужно думать. При желании отдельные головоломки можно и вовсе пропустить, если пропал интерес или нервы.

Но некоторую невообразимость можно простить, поскольку игра полностью полагается на дополнительные возможности VR, и даже кажется, что разработчики прекрасно знают о некоторых недостатках, постоянно подмигивая игроку, как бы говоря: "Мы и сами знаем, что проблема ферзя в шахматах - это старый ужасный каштан. Но посмотрите, как будет здорово, когда вы сможете передвигать фигуры в VR своими руками!". Даже такая старая вещь, как головоломка, вдруг снова кажется современной и оригинальной, когда в виртуальном трехмерном пространстве нужно сложить геометрические части горы фарша (!) в цилиндр.

Кстати, о шляпах: иногда и всегда, когда The 7th Guest черпает вдохновение непосредственно из виртуальной реальности своего опыта, она взлетает до небес, например, в восхитительной головоломке, в которой мы протягиваем руку в волшебный цилиндр, который затем выходит из другого цилиндра в совершенно другом месте и таким образом дотягивается до недоступных вещей. Или головоломка с тараканами в прогнившей ванной, которых надо провести мимо мерзких пауков с помощью лампы, хитрости и обмана. В общем, почти в каждой сцене речь идет о хватании, толкании или надавливании на предметы, а значит, о том, что делает среду VR такой завораживающе тактильной на нынешнем, пока еще довольно раннем этапе ее истории.

Дом с привидениями в VR

И это, наконец, подводит нас к главному, определяющему моменту нового "7-го гостя": конечно же, самим VR-впечатлениям. Для игрока оригинала удивительно ощущать все это сегодня в плавном, чрезвычайно детализированном и свободно доступном режиме, находясь в самом центре всего этого, после того как заранее просчитанные, с сегодняшней точки зрения примитивные видеосцены оригинала воспринимались как графическое чудо и "фотореалистичный" предел. С первого же мгновения невозможно не поразиться тому огромному прогрессу, которого достигли компьютерные технологии за последние 30 лет.

Вся усадьба Штауфов, которая в оригинале еще передвигалась по рельсам сборных видеороликов, в новой виртуальной непосредственности выглядит потрясающе детализированной и настоящей: паутина в углах, каждая пылинка на ржавых рыцарских доспехах и потертости на деревянных половицах, роскошная антикварная мебель и великолепные картины на стенах, в которых, кажется, можно узнать каждый мазок кисти и которые, кажется, жутко наблюдают за игроком, когда в конусе света от факела вдруг появляются мигающие, призрачные гримасы.

То, что разработчики серьезно относятся к своему VR-спин-оффу, а не просто стремятся к полусерьезному ремейку оригинала, замаскированному под дань уважения, видно уже в начальной сцене, изображающей путешествие к дому с привидениями, которого в оригинале вообще не было. Сначала его грозный силуэт лишь вырисовывается на фоне кристально чистого купола звездного неба, затем он постепенно выплывает из темноты и предстает перед нами во всем своем жутком великолепии.

В то же время вы сразу получаете совершенно новый игровой элемент, который с самого начала должен показать, что игра тоже другая: лампу для путешествий во времени, конус света которой освещает участок прошлого, когда особняк был еще не темным и пустынным, а ярким и великолепным, и которая также регулярно используется в различных головоломках. Например, подгнившие лук и сосиски для варящегося супа при свете лампы становятся свежими и хрустящими, а разбитое зеркало при освещении вновь собирается и открывает свой секрет.

Кроме того, поклонники оригинала найдут все на своих местах: столовую слева от парадной лестницы, библиотеку и музыкальную комнату напротив, комнаты для шести гостей наверху, а также зловещий масляный портрет хозяина дома, который уже в оригинале хранил жуткую тайну. В ремейке снова и снова встречаются культовые сцены, которые фанаты помнят до сих пор, хотя и не копируют их 1:1: зеленый торт на накрытом столе, жуткая встреча в ванной или остроумный визит чайника, за CGI-эффект морфинга которого годом ранее фильм "Терминатор 2" получил "Оскар" за спецэффекты, - и вот мы видим это в компьютерной игре?! Этот пример, пожалуй, единственный способ донести до современных геймеров, какой сенсацией был оригинал в то время.

Скелеты в моем шкафу

Сюжет же пьесы остался практически неизменным, в крайнем случае, несколько распутанным, так как в оригинале он порой был довольно запутанным. Речь вновь идет о некогда безденежном фабриканте Генрихе Штауфе, чья фамилия, конечно же, не случайно является анаграммой гетевского "Фауста".

Как и последний, Штауф вступает в договор с дьяволом, который помогает ему обрести немыслимые богатства ценой своей души. Каждый ребенок, соприкасающийся с его игрушками, проклинается и подпитывает его нечистую силу, что в итоге позволяет ему построить свой особняк, где его последний дьявольский план ждет своего завершения: шесть гостей принимают зловещее приглашение в один из вечеров. Тому, кто в течение ночи сумеет разгадать загадки хозяина, обещано исполнение самых заветных желаний. Но, как и положено в таких страшных историях, желания превращаются в свою жестокую противоположность, как только становятся реальностью. Последней надеждой становится незваный, таинственный седьмой гость, тайно посещающий мероприятия и единственный, кто способен снять проклятие...

FMV-сцены, рассказывающие эту историю в оригинале, в то время считались сенсацией, но сегодня они запомнились прежде всего своей порой дилетантской игрой, которая, особенно во вступлении, напоминала выразительную мимику старых немых фильмов. То, как The 7th Guest VR подходит к этой форме представления и переносит ее в виртуальную реальность, вряд ли может быть оценено иначе, чем удивление.

И снова в роли призрачных гостей выступают настоящие актеры, слияние которых с компьютерной графикой виртуального пространства получилось изысканно удачным и, как и в оригинале, заслужило звание "фотореалистичного", по крайней мере, на данный момент. И если в актерской игре иногда наблюдается театральное преувеличение, то с этим можно смириться - это дань уважения трэшевому характеру классики игровой истории, которая отнюдь не является вечной.

Статьи про The 7th Guest VR

Новые публикации игр