Статьи

Forza Motorsport

Zone

XYZ

Zne

Релиз:
Разработчик:
Turn 10 Studios
Издатель:
Xbox Game Studios / Microsoft Studios

На тесте: Мне нравится новый опыт вождения, но одна вещь очень раздражает

04 октября 2023

Вторая ААА-игра Microsoft этого года после более чем шести лет разработки находится на старте. С перезапуском Forza Motorsport, которая отныне не будет выпускаться каждые два года, а будет существовать как постоянная платформа для гоночных игр, разработчики из Turn 10 хотят сбросить с себя многие старые обременения. Удалось ли это сделать и стала ли Forza Motorsport обязательным атрибутом для любителей гонок на Xbox Series и PC, читайте в нашем обзоре.

В новой Forza Motorsport бывают моменты, когда я впадаю в туннельное зрение от удовольствия вождения и совершенно забываю, сколько кругов мне осталось проехать. Семь или восемь? Не слишком ли сильно я надавил на шины? Стоит ли мне ожидать пит-стопа? Достаточно ли топлива? В такие моменты мне все это безразлично. Я вижу только гонку как таковую. Шипение по зернистому асфальту, балансирование между безопасностью и скоростью прохождения поворотов, требование выжать последние миллисекунды из каждого поворота.

Да, новая Forza действительно так хороша. В подавляющем большинстве случаев общая реконструкция оправдала себя, хотя есть и несколько мелких недочетов, которых можно было бы избежать. Главное - это удовольствие, и Forza Motorsport обеспечивает его в объеме бензобака.

К сожалению, в дизайне игры есть один аспект, который заставляет меня задуматься о том, какую дурь курили ребята из Turn 10, чтобы с чистой совестью ее одобрить. Эта идея, которая не позднее третьего практического столкновения оказывается полной чушью, потому что снижает удовольствие от игры. Если бы эта идея оставалась постоянным правилом в течение многих лет, она могла бы оттолкнуть многих игроков. А жаль, ведь в эту гоночную игру вложено столько труда, который можно и нужно ценить. Но обо всем по порядку.

Все новое или не совсем?

Согласно маркетингу, новая Forza Motorsport будет полностью переработана, это скорее перезагрузка, чем продолжение, что объясняет отсутствие восьмерки в названии. Цель: больше реализма, больше симуляции, больше амбиций. Не ожидая ничего особенного, я могу подтвердить, что Turn 10 ни в коем случае не потратила шесть лет разработки впустую.

Относится ли это ко всей игре со всеми ее гранями? Хотелось бы в это верить, но это не работает даже с закрытыми глазами. Вот, например, автопарк. Ограниченное количество поразительно грубых 3D-моделей популярных автомобилей, некоторые из которых эксплуатируются уже не один десяток лет, противоречит маркетинговому слогану. Максимум, что было сделано, - это улучшены шейдеры для краски этих автомобилей.

Теперь лакокрасочное покрытие выглядит великолепно, но, к сожалению, неправильные формы, такие как непропорциональные фары, даже отдаленно не напоминающие таковые у реального прототипа, стали гораздо заметнее. Да, я говорю о тебе, Nissan Skyline.

Хотя это касается лишь небольшой части парка из более чем 500 автомобилей, поскольку все машины, смоделированные в последние годы, выглядят великолепно благодаря точным сканам, бесславные исключения показывают, что не все было разработано заново.

Кроме того, есть и столь же заметные технические замечания. Например, несколько хорошо известных ошибок, которые преследуют PC-версию так же, как и Forza Motorsport 7. Например, иногда не работает потоковая передача текстур, если помимо основной видеокарты включен встроенный графический чип. В этом случае вы едете по разреженному воздуху, поскольку текстуры дорог и части окружающих зданий не отображаются. В этом случае заглянуть в BIOS просто необходимо, даже если встроенная видеокарта нужна для других целей. О, Боже!

Так что "с нуля" - это слишком грандиозно. Тем не менее, перечень всех этих переработанных и отремонтированных деталей был бы слишком велик для подобной статьи. Это, прежде всего, важнейшие основы физического моделирования, которые уже не сравнимы с аналогами последних лет.

Новая Forza Motorsport кажется более серьезной, приземленной и реалистичной, чем когда-либо прежде, благодаря полной переработке игровых компонентов. Восемь точек соприкосновения шин, полностью переделанные трассы на основе лазерного сканирования, машинный подход к искусственному интеллекту водителей и, наконец, система правил, ориентированная на невоплощенное вождение, которая наказывает за столкновения и нарушение правил, - все это придает глубину гоночной игре-симкаде от Turn 10. Вы можете почувствовать ее, вы можете почти ощутить ее вкус.

Явно более реалистичная, но все же гоночная игра от Simcade

О боже, вот оно, слово simcade. Рискуя разрушить надежды некоторых Xbox-геймеров (не говоря уже о фанбоях), для меня это слово остается неизбежным. Подобно тому, как Gran Turismo не может быть серьезным симулятором, поскольку в ней отсутствуют важные элементы гоночного уик-энда, а упор на короткие заезды затмевает все стремления к реалистичному вождению, новая Forza Motorsport не отвечает всем необходимым критериям. В итоге она страдает от схожих симптомов.

Хотите несколько примеров? Вот они: гонки никогда не проходят полную дистанцию, как в карьере, так и в многопользовательских сессиях на сервере. Короткие заезды автоматически подразумевают множество толкучек при обгоне и множество тактик, отнимающих волосы. При этом в карьере по-прежнему отсутствуют квалификационные заезды, а система апгрейдов, напоминающая RPG, о которой я подробно расскажу позже, противоречит любому подходу к реальному прогрессу. В итоге мы имеем аркадную основу с элементами сложного симулятора.

Эти пропорции немаловажны. Turn 10 даже осмелилась сделать огромный шаг вперед благодаря улучшенной физике. Может ли она конкурировать с такими королями жанра, как iRacing, Assetto Corsa (Competizione) или Automobilista? Нет, потому что автомобили Turn 10 все еще слишком склонны к недостаточной поворачиваемости и быстро уходят в занос, если с этим бороться. С другой стороны, его мало волнует отклонение поворота шин на бордюрах и тому подобные мелочи.

Тем не менее, утверждение о том, что она не дотягивает до уровня "больших" симуляторов, я считаю неоправданным преувеличением. В Forza Motorsport достаточно реализма в физике, чтобы быстрая езда стала для любителей диванного спорта скорее развлечением, чем работой. Особенно это касается пилотов джойпадов, для которых управление не обижается даже на самые быстрые и резкие действия.

Больше реализма с рулевым колесом

Совсем другое дело, когда речь идет об управлении с помощью рулевого колеса. Придирчивая, как викторианский надзиратель, новая модель шин наказывает за каждую неточность легкой или умеренной потерей контроля. Возможно, даже слишком сильно, поскольку даже торможение на прямой дороге наказывается вращением влево или вправо, если вы используете торможение двигателем с помощью рычага переключения передач. В сочетании с небольшой склонностью к недостаточной поворачиваемости это приводит к тому, что даже стандартный VW Golf останавливается на скорости всего 80 км.

Склонность к недостаточной поворачиваемости - старое явление в Forza Motorsport, которое не стоит преувеличивать. Назовите это предпочтением или предвзятой интерпретацией. Любая симуляция в конечном итоге опирается на человеческую оценку физики. Я уверен, что вы быстро привыкнете к этому и скорректируете свое вождение соответствующим образом.

Однако все было бы еще быстрее, если бы обратная связь по усилию с самого начала давала полезные сигналы, чего, к сожалению, не происходит. Это, конечно, дело вкуса, но в ходе тестовых поездок мне пришлось пять-шесть раз перенастраивать параметры, усиливая передачу усилия с поверхности. Только тогда я достаточно хорошо чувствовал трассу, чтобы противостоять потере сцепления на ранней стадии.

Настройки Turn 10 кажутся мне излишне осторожными и неоправданно консервативными, учитывая, что я работаю с гордыми 15 Ньютон-метрами максимального крутящего момента на руле Fanatec и должен реально чувствовать каждую горошину на асфальте даже при низких параметрах. Трудно представить, насколько мало вы заметите слабую обратную связь с усилием на руле начального уровня от Logitech или Thrustmaster.

После усиления обратной связи в нужных критериях новая модель вождения доставляет массу удовольствия, начиная с C-класса и выше (т.е. спортивных автомобилей начального уровня, таких как Toyota Supra), и в то же время удовлетворяет вполне реалистичными задачами. По большинству параметров уровень игры напоминает Gran Turismo 7, хотя Polyphony Digital неравнодушна к ощущениям скольжения (как в старых седанах Mercedes), в то время как Turn 10 предпочитает сохранять заметное трение при контакте с землей. Дело вкуса! Как бы то ни было, новое поведение водителя с восемью точками контакта на шину - это значительное улучшение по сравнению с Forza Motorsport 7, в которой иногда создавалось впечатление, что вы едете по черному льду.

Карьера со взлетами и падениями

Forza Motorsport умело балансирует между амбициозностью и чистым удовольствием от вождения. Несколько вспомогательных средств управления и настройки доступности делают игру легкой для восприятия, так что даже те, кто заглянул в игру всего на час благодаря Game Pass, смогут в нее погрузиться. Теоретически в гонке может принять участие даже несведущий малыш, поскольку дроссель, тормоз и органы управления при желании регулируются с помощью вспомогательных средств. Слабовидящие и даже слепые геймеры могут даже определить, где находится край трассы, по акустическим сигналам. Однако в многопользовательских гонках может случиться так, что правила частных лобби запрещают использование вспомогательных средств управления.

В однопользовательской карьере с ее тематически ограниченными событиями такого быть не может. То, что в них можно играть только при существующем онлайновом соединении, как в Gran Turismo, в целях борьбы с мошенничеством, - не самый лучший ход, но, к сожалению, это тенденция, характерная для гоночных игр в настоящее время.

Ведь правила и содержание игры всегда поддерживаются в актуальном состоянии. Это касается и регулярных расширений, поскольку ежемесячно добавляются новые трассы. На сегодняшний день их 20, и все они представляют собой профессиональные трассы. Ле-Ман, Роуд Америка, Сузука и т.п. дополнены несколькими фантастическими трассами, из которых, к сожалению, только две вносят некоторое визуальное разнообразие: осенняя трасса Maple Valley, которая всегда была любима фанатами, и новая трасса Hakone в Японии. В обоих случаях отличительной чертой является цветовая игра деревьев.

Городские трассы, которые могли бы предложить глазу что-то более ощутимое, пока отсутствуют, как и знаменитая трасса Nürburgring Nordschleife. Однако последняя будет добавлена в бесплатном обновлении примерно через полгода.

Благодаря регулярному (бесплатному) обновлению треков, материала будет предостаточно, тем более что в любом случае приходится вникать в материал глубже, чем в предыдущих частях серии.

Например, в карьере перед гонками теперь приходится проходить тренировочные круги, что позволяет расширить знания о трассе и оценить, какие шины и сколько топлива необходимо взять в начале соревнования. Приятные новые функции, которые оказываются более симулирующими, даже если они по-прежнему игнорируют такие элементы, как давление в шинах.

Пропуск квалификации, тем временем, остается непонятным. Вместо этого вы вольны выбирать свою стартовую позицию перед гонкой (между 4-м и 24-м местом). За повышенный риск манит больший призовой фонд. Однако разница в доходности задней части поля настолько незначительна, что в лучшем случае можно стартовать только за 12-м местом для решения задачи игры. Реальная квалификация (как это существует в онлайновых гонках с человеческими гонщиками) была бы более аутентичным и одновременно более интересным решением.

Большой перегиб: система псевдо-РПГ

Но хватит ходить вокруг да около. Давайте, наконец, перейдем к ранее озвученной плохой идее, которая в перспективе может снизить удовольствие от игры.

Это касается системы модернизации и тюнинга автомобилей, которая требует определенного времени управления машиной, прежде чем ее можно будет модифицировать. С каждым освоенным поворотом, с каждым пройденным соревнованием, с каждым маневром обгона для автомобиля увеличивается своеобразная стоимость опыта, с помощью которого он повышается в уровне (по аналогии с ролевыми играми).

Для однопользовательской части эта идея сама по себе хороша, поскольку усиливает связь с автомобилем. Вы не просто набираете теоретические очки опыта, а учитесь управлять автомобилем на практике. Единственная проблема - искусственные барьеры для модернизации, поскольку они не имеют смысла с точки зрения содержания.

Например, на некоторых автомобилях вы получаете в награду комплект лучших шин уже после нескольких повышений уровня. Но установить их можно только с 11-го уровня, так почему же они даются в качестве приза до этого? Вообще, варианты модернизации на каждом уровне выглядят почти случайными. Например, самые важные изменения в двигателе можно внести только с 26-го уровня, но затем они делятся на три категории вплоть до 35-го уровня. Зачем, кроме как из сутяжничества?

В автономной карьере вы всегда берете определенный автомобиль, привязанный к определенной гоночной категории, так что теоретически с этим можно было бы жить в этой части игры. Просто глупо, что от этого страдает и многопользовательская часть. Или хотя бы ее часть.

Измельчение для сетевого флота

Существует три типа онлайновых гонок. Первый: официальные гонки, так называемые spec events, с заранее определенными автомобилями. Во-вторых: свободные гонки, в которых класс автомобиля зависит от более гибких спецификаций. В-третьих, частные лобби, в которых вы, как организатор, пользуетесь правом дурака.

Специальные соревнования меняют класс автомобиля и маршрут в цикле программы и фиксированы по времени. Некоторые из них привязаны к определенным дням, другие начинаются заново каждые полчаса. В этом случае регламент автоматически корректирует все используемые автомобили.

Однако в открытых лобби или частных гонках, которые имеют гораздо большую свободу действий, поскольку в них можно пройти всю дистанцию гонки, установить более строгие правила столкновений и другие требования, уровень, подобный RPG, ставит препятствия на вашем пути.

Если гоночный клуб, очередная лучшая группа Forza Discord или организатор киберспорта организует открытую онлайн-гонку, для которой требуется полностью укомплектованный автомобиль, то сначала вам придется не менее трех часов потренироваться на этой машине на различных гоночных трассах, даже если в остальном автомобиль может вас не заинтересовать.

Чтобы не ставить в невыгодное положение спонтанных участников, поздно обнаруживших объявление о гонке, такие заезды должны проводиться только на заводской технике и худших шинах. Намеренно снижать уровень гонки, чтобы у всех были одинаковые шансы? Серьезно?

Еще хуже, если вы любитель переключиться с одного события на другое, принимая решение в зависимости от настроения. Чтобы иметь возможность регулярно участвовать в воскресных гонках любого типа в хорошо отрепетированном сообществе, необходимо каждый день недели гриндить разные из более чем 500 автомобилей, чтобы иметь возможность выбора. Ух ты!

Конечно, в какой-то момент вы поработали над всеми автомобилями, на которых реально ездите. Но зачем вообще напрягаться? Какой смысл в том, чтобы соответствовать моему коэффициенту измельчения, когда речь идет о водительском таланте?

В одиночной игре я готов с этим мириться, но в онлайне эти ограничения, способствующие измельчению, могут оттолкнуть многих. Это означает сокращение числа сетевых режимов.

Ненужные до силы три! Все остальные онлайновые правила хорошо продуманы. Посмотрите, например, на рейтинг безопасности, который присваивается после небольшого стартового события. Он оценивает, насколько вы склонны к авариям, и соответствующим образом регулирует подбор участников, чтобы честные водители попадали только к вашим сверстникам. Те, кто регулярно совершает аварии или срезает границы трассы, не только получают временные штрафы, но даже могут быть выведены из гонки.

В моих тестовых заездах ИИ работал на удивление чутко. Каталог штрафов, который обычно добавляет штрафные секунды к текущему времени прохождения круга, никогда не использовался чрезмерно. Но и дешево никто не отделался. Предположительно, ИИ распознает около 5 000 различных типов гоночных инцидентов и оценивает их влияние на место и ход гонки. Честно говоря, я удивлен тем, насколько хорошо он работает.

Графические преимущества

На этом теоретически можно было бы закончить обзор. Что может быть важнее в гоночной игре, основанной на симуляторе, чем правила, ощущения от вождения и сопутствующая физика?

Графика? О, нет! Расскажите об этом тем энтузиастам симуляторов, которые снижают настройки графики на ПК до тех пор, пока не смогут обеспечить стабильные 240 кадров в секунду.

Ну, я уже говорил, что новая Forza Motorsport - это все же гоночная игра в стиле simcade, что отчасти объясняется целевой аудиторией. Многие Xbox-геймеры и казуальные гонщики тоже хотят чего-то для глаз, и Turn 10 подчиняется.

Все маршруты были не только заново измерены с помощью лазерного сканирования. Они даже были полностью переделаны, чтобы детали трассы выглядели более плотными. Деревья наконец-то сделаны из настоящих 3D-моделей, а не из картонных вырезок, детали ландшафта простираются до горизонта, и даже такие малозначимые объекты, как опоры, выглядят менее шаблонно. При этом освещение и погодные эффекты, реализованные в реальном времени, гарантируют полный 24-часовой цикл дня на всех трассах.

Уже одно это можно было бы считать улучшением, если бы не возможность трассировки лучей на краске автомобилей и Ambient Occlusion для усиления затенения трассы, которое также рассчитывается с помощью трассировки лучей. Три графических режима на Xbox Series X позволяют жонглировать качеством графики, частотой кадров и разрешением в зависимости от различных уровней. В Series S, где трассировка лучей используется только в шоуруме, есть только два режима.

Если отказаться от трассировки лучей в режиме производительности, то можно получить полное разрешение 4K при 60FPS. Режим Performance RT позволяет получить упомянутые выше трассировку лучей и AO на простом уровне качества, что приводит к динамическому снижению плотности пикселей до среднего значения около 1440p. Частота кадров, тем не менее, остается стабильной на уровне 60. Полное великолепие трассировки лучей в самом высоком качестве можно наблюдать в последнем графическом режиме, и только ценой снижения частоты кадров вдвое. Таким образом, я ставлю людей, играющих в почти гоночный симулятор на 30 FPS, в один ряд с теми, кому готовят мясо в стейкхаусе. Играйте в Mario Kart, обыватели!

С рациональной точки зрения, окклюзия окружения с помощью трассировки лучей имеет большее значение, чем отражения, поскольку улучшает условия освещения. Поэтому жаль, что можно только выключить или включить оба способа, вместо того чтобы игнорировать один из них и соответственно высвободить вычислительное время, как это возможно на ПК.

Досадно, ведь речь идет о работе, которая стоит достаточно много вычислительного времени и поэтому требует меньших жертв. Большое количество текстур земли выглядит на Series X менее четко, чем в 4K-версии Forza 7, а тени в реальном времени динамически следуют за положением солнца, но имеют неровные края. И это отнюдь не связано с объемом требуемой памяти, что подтверждает версия для ПК. Даже при максимальном качестве графики игра потребляет не более 7 Гбайт графической оперативной памяти.

Учитывая скорость перемещения во время заездов, это вполне терпимо, тем более что общий уровень графического представления вырос. Различия, скорее всего, будут раздражать любителей фоторежима лишь в долгосрочной перспективе, поскольку версия для Xbox в основном работает на "высоких" настройках версии для ПК, что слишком заметно на крупных планах.

Если бы версия для ПК, которая выглядит еще более четкой во всех отношениях, не страдала от мерцания краев канваса в полноэкранном режиме (это скорее недуг Windows, чем проблема Turn 10), то она явно была бы лучшим выбором для фетишистов графики. Особенно если использовать DLSS от Nvidia вместо немного грязноватого временного сглаживания краев, которого не избежать на Xbox.

Совет: перед началом первого заезда следует настроить уровень HDR в меню, иначе в обычных дневных условиях графика будет выглядеть слишком бледной.

Новости про Forza Motorsport
Статьи про Forza Motorsport

Новые публикации игр