Zone

XYZ

Zne

Релиз:
Разработчик:
Sony Interactive Entertainment
Издатель:
Sony Interactive Entertainment

Основы игры

Прохождение

Боссы

Секреты

Последний глобальный блокбастер года

04 ноября 2022

Так что один все-таки да будет: большой блокбастер для рождественского шоу. После многочисленных отсрочек в последние несколько месяцев все внимание и надежды сегодня обращены на Кратоса, Атреуса и God of War: Ragnarok. Его предшественник до сих пор остается вершиной развития современных видеоигр, как в графическом плане, так и в плане геймплея. Теперь ожидается, что преемник станет демонстрацией возможностей PS5 нового поколения.

Действие God of War: Ragnarok происходит через несколько лет после истории предыдущей игры. Атреус больше не «Мальчик!», которого отец Кратос регулярно называл этим снисходительным прозвищем. Вместо него он дозрел до порога юной взрослости, которая, как и любой подросток в период полового созревания, восстает против патернализма родителей и стремится найти свое собственное место в жизни. В конечном итоге, с после окончания первой части мы знаем, что Атреус играет важную роль в норвежском пророчестве о конце света: Рагнарок, грядущая война богов и великанов.

Как и в предшественнице, все аспекты Ragnarok строятся на сюжете, на котором держится игровой процесс и который, по сути, рассказывает о сложных отношениях между отцом-одиночкой и его сыном. В первой части Атреус в основном представляет его протеже, но теперь он все больше освобождается от опеки отца, и ему дается несколько собственных глав, в которых вы играете за него самостоятельно, включая его собственное дерево навыков и индивидуальную манеру игры в качестве дальнего бойца с луком и стрелами. Время от времени к Кратосу присоединяются другие компаньоны, кроме его сына, которые привносят в действие дополнительные сюжетные и игровые изменения.

В остальном история развивается с того места, на котором остановилась предыдущая: Лесная ведьма Фрейя все еще сердится на них из-за убийства ее сына Бальдура и жаждет возмездия. Тем временем отец богов Один и его сын Тор пытаются защитить свою божественную силу от угрозы греческого бога войны накануне великой битвы Рагнарок. И вот Кратос и Атреус вновь отправляются в трудное путешествие по девяти мирам норвежской мифологии в поисках своей истинной судьбы. Но они все чаще сталкиваются с вопросом о том, что, пытаясь предотвратить предсказанный конец света, они фактически приближают его.

Мы не хотим больше раскрывать сюжет God of War: Ragnarok, потому что один из определяющих моментов – пережить его самому, с его поворотами, перестановками в паутине персонажей и эпическим измерением надвигающихся сумерек богов. Именно на этом аспекте сиквел делает свой главный акцент, потому что с точки зрения геймплея часть 2 поначалу довольно долгое время топталась на месте.

Просто очень весело!

Впрочем, все не так плохо и, вероятно, в значительной степени соответствует ожиданиям фанатов. God of War (2018) продолжает оставаться вершиной того, на что способна современная видеоигра: зрелищные и в то же время по-игровому многогранные бои, универсальные головоломки с широким разнообразием механик, проходы для исследования в увлекательно спроектированном игровом мире, вознаграждающим стремление к исследованию сундуками с сокровищами, полными лута, и все это в обрамлении сюжета, который удовлетворяет как желание постановочного зрелища, так и эмоциональные нюансы личной драмы человека.

С самого первого момента God of War: Ragnarok втягивает вас в сказочный «поток», увлекающий вас на протяжении всей игры и не оставляющий времени для скуки: Бодрое сражение, затем решение головоломок, обещающие ценное снаряжение, область, скрывающая ценные сундуки с сокровищами и добычей для внимательных исследователей, а затем еще одна битва, в которой можно непосредственно испытать новое оружие и способности… мы не любим отступать к банальным обобщениям в рассуждениях, но это просто необходимо сказать именно таким образом, потому что оно формирует преобладающее чувство во время игры: God of War Ragnarok – это просто масса удовольствия на протяжении всего времени!

Вы снова путешествуете по различным мирам норвежской мифологии: лес вокруг хижины Кратоса и Атрея, храм света Альфхейм из предшественника, который теперь сильно пострадал от войны, мировое дерево Иггдрасиль, а также совершенно новые области, такие как речной регион вулканических горячих источников, напоминающий Исландию, зачарованный Зачарованный лес великанов или даже знойные тропические джунгли.

Снова и снова поражает то, как удивительно ловко разработчики создали эти по сути линейные уровни вокруг игрового опыта. Хотя они следуют по в основном предопределенному пути, как обычно в такого рода играх, они также прячут свою добычу в обходных путях и тупиках. Но вместо того, чтобы объявлять их большим секретом, как в Dark Souls, одна только структура областей всегда дает вам тонкие намеки на то, что и что еще предстоит сделать в окрестностях. Например, легендарный сундук сверкает сквозь трещину в скале или возвышается на утесе и тем самым безошибочно указывает на то, что поблизости должно быть что-то, чему вы должны уделить свое внимание. Таким образом, God of War: Ragnarok пробуждает желание к исследованиям, с которым могут сравниться немногие игры такого уровня, и в то же время избегает давления разочарования, которым страдают другие игры, в которых у вас постоянно возникает ощущение, что вы упустили что-то важное.

Подход в полной мере относится и к дизайну уровней Metroidvania, который также празднует свое возвращение совершенно аналогично своему предшественнику. Регулярно игра сообщает во время путешествия, что вам просто не хватает способности решить головоломку или открыть секретный путь. Но если в других играх вы просто теряете игровое время, заставляя себя возвращаться в уже посещенные места в какой-то момент позже, то в God of War этот принцип геймплея следует умно продуманной методике, которую разработчики используют, чтобы отправить вас обратно в нужное место и время, так что в итоге вы сможете даже исследовать совершенно новые области и испытать новые приключения.

Необязательные зоны! Если вы будете следовать только сюжету, вы пропустите примерно треть игры с множеством головоломок, боссов, целых регионов и подсюжетов. God of War: Ragnarok – это не та игра, которую можно просто проходить, а та, которая всегда приглашает вас играть до изнеможения. Все, что может предложить игра, предлагается в ассортименте, который приносит максимум размаха и развлечения. Вы охотитесь на целую стаю драконов в районе проклятого кратера, обыскиваете Девять миров в поисках особо сложных необязательных боссов в мифических гробницах, выкапываете спрятанные сокровища, помогаете потерянным духам обрести вечный покой или восстанавливаете ход времен года для божественной белки, выслеживая заколдованного оленя.

Если кто-то и хочет упрекнуть игру, то можно лишь в одном, в том, что количество и объем этих необязательных прохождений неоднократно позволяли движущему потоку сюжета просачиваться и всегда казались несколько оборванными рядом с собственно игрой. Кроме того, их балансировка иногда производит странное впечатление: в то время как подобные побочные занятия обычно служат в играх для улучшения снаряжения и статистики персонажа перед испытаниями большого приключения, необязательные бои с боссами, в частности, обычно оказываются слишком сложными для того момента, когда вы с ними сталкиваетесь, поэтому их лучше оставить на потом, что, однако, несколько неловко распутывает игровой опыт и ставит вопрос о том, зачем вообще стоит ими заниматься, кроме чистого удовольствия – что уже само по себе дает ответ на этот вопрос: Потому что в отличие от большинства других игр, в которых такие побочные задания в основном просто обеспечивают занятость, в «Рагнарёке» всё увлекательно по-своему и поэтому самодостаточно как дополнительная ценность.

Разработчики, очевидно, рассматривают свою задачу как служение игроку, чтобы собрать максимально возможный пакет развлечений, из которого каждый может взять себе столько, сколько сможет вынести. Довольно много людей, которые заработали свой первый платиновый трофей в предшественнице, но не потому, что у них были базовые амбиции для таких фиктивных наград, а просто потому, что им хотелось продолжать играть в игру и ее широкий мешок удовольствий даже после того, как закончились титры. И то же самое гарантированно можно сказать о «Рагнароке» через несколько недель.

Битва богов

Но помимо масштабной деятельности, размаха и сюжета, в основе экшена лежит, конечно же, его боевая система, а она в играх God of War всегда оказывалась гораздо более требовательной, чем можно было бы предположить на первый взгляд по характеру Кратоса как тупого буяна. В этой категории Ragnarok превосходит все остальные, потому что и в этом случае шанс есть только у тех, кто не просто слепо нажимает кнопки, а разбирается в многочисленных аспектах, различных комбо и специальных способностях, выбирает руны-заклинания, подходящие для своего стиля игры, и в нужный момент выплескивает свое накопленное бешенство. (Если вы по-прежнему хотите только нажимать кнопки, просто переключитесь на другой из пяти уровней сложности).

Однако особое внимание в этот раз следует уделить прежде всего защите, своевременному парированию и уклонению от атак противника. Особенно контрпари – мощный тактический элемент, которым в Ragnarok можно овладеть гораздо лучше, чем в аналогичных играх, поскольку они объявляются незадолго до этого мигающим символом и, таким образом, могут быть развязаны рефлекторно.

С самого начала в распоряжении Кратоса его Клинок Хаоса и летающий топор (толчок при извлечении которого ощущается правдоподобно «осязаемым» благодаря тактильным датчикам Dualsense, кстати, как и в целом игра наиболее разумно использует доработанные функции встряхивания PS5, например, при езде по гравию с ездовыми собаками). Практически каждую минуту вы улучшаете их новыми движениями, новыми специальными маневрами, множеством «вуху» и «вуху», из которых вы постепенно выстраиваете предпочитаемый способ игры. Позже добавляется третье оружие с совершенно другими характеристиками, что имеет тот приятный побочный эффект, что ни одно из них не превосходит другие, но вы всегда должны адаптировать свой подход и вооружение к текущей ситуации и таким образом получить приятный разносторонний опыт.

Впрочем, God of War всегда означает не только жестокий экшен, но и, прежде всего, головоломки, в которых вам придется использовать собственные способности, чтобы добиться желаемого результата в окружающей среде. А в игре Ragnarok вы снова бросаете свой топор в выключатели на стене, чтобы повернуть устройства, замораживаете водные потоки, чтобы отклонить течение и привести в движение мельничные колеса, сжигаете виноградники огненными лезвиями или позволяете волшебным стрелам Атрея очистить ваш путь. К привычным подходам добавилось несколько новых механик, таких как хрустальные зеркала, отражающие траекторию топора Кратоса и направляющие его в глухие углы, или силовые поля, увеличивающие радиус действия ваших магических способностей и оказывающие эффект даже там, где они фактически недосягаемы – что, впрочем, иногда бывает довольно сложно. В целом, новые механики при ближайшем рассмотрении лишь изменяют уже знакомые и лишь в ограниченной степени добавляют новые грани в игровой процесс.

Графика и геймплей: лучшее от PS4, но без заскока в поколение

Ибо как бы ни текла и скалилась вся эта картина, ей, к сожалению, местами не хватает смелости и воображения. В первые 15 часов God of War: Ragnarok почти нет игровых механик, которые не вызывали бы «я это уже слышал»: сундуки норн с тремя рунами, мосты, которые нужно опускать, и краны, которые нужно поворачивать, красные, желтые и золотые сундуки, вороны, которых нужно подстрелить в качестве коллекционных предметов, даже целые области, враги и боссы уже были почти одинаковыми в предшественнице.

Очевидно, что Ragnarok – это сиквел, который в первую очередь сосредоточен на рассказе своей истории, а в плане геймплея максимально придерживается своих правил, добавляет новые идеи очень робко и в первую очередь заинтересован в повторении и поддержании качества предшественника на высоком уровне. Это удается замечательно, хотя один или два небольших шага назад нельзя сбрасывать со счетов. Например, разработчики даже не пытаются ввести аналог Озера Девяти из предшественника, который все же формировал там духовный центр, в котором ловко переплетались все компоненты. Если первая часть, несмотря на линейный геймплей, хотя бы немного напоминала игру с открытым миром, то в сиквеле в основном нанизываются отдельные, самодостаточные уровни, а необязательные области беспомощно разбросаны по другим местам.

В графическом плане Ragnarok также не ощущается как большой, новый преемник нового поколения, а скорее как колоссальное последствие своего предшественника. God of War 1 до сих пор остается шедевральной игрой своего поколения, которая всеми фибрами своего существования стремилась создать максимально впечатляющий эффект: на каждом углу вспышки и искры, даже в такие банальные моменты, когда открываются только сундуки, летят искры и сверкают осколки. Внушительные дворцы и впечатляющие горные панорамы, чудовищная мировая змея, буря эффектов при повороте габаритной машины, даже такие мелочи, как следы на снегу, – в God of War они представлены с максимально возможной зрелищностью.

И последнее, но не менее важное: это одна из немногих игр, которая облекла все это в кинематографически целостную концепцию, рассказывая все действие без монтажа одним кадром и издевательской эстетики ручной камеры. God of War в 2018 году стала неистовым воплощением не только того, на что технически способна PS4, но и претендует на статус в художественном плане, который можно считать уникальным в мейнстриме видеоигр.

Все это можно сказать и о «Рагнароке». Но в прямом сравнении с нынешними играми нового поколения она все еще безошибочно относится к прошлому поколению консолей. Помимо впечатляюще плавной частоты кадров на PS5, новый God of War визуально производит впечатление не более чем превосходно оптимизированной игры для PS4. Как бы удивительно это ни звучало, но недавно вышедшая игра A Plague Tale: Requiem от относительно небольшой студии не только выглядит намного лучше, но уже на целую лигу впереди в графическом плане. Это, несомненно, делает God of War впечатляющей и красивой игрой, но это далеко не тот скачок поколений, которого, вероятно, ожидали многие.

Вместо чисто визуальной бомбардировки разработчики PS5 явно сделали больший упор на плавную частоту кадров, и при постоянных 60 FPS – или даже потрясающих 120 FPS, если у вас есть соответствующий телевизор – это действительно весьма примечательно. Несмотря ни на что, мы никогда не сталкивались с таким высоким качеством графики, гладкой как масло. Тем не менее, некоторые сцены оставляют неоднозначное впечатление: уровень в пустыне кажется почти небрежно бедным в плане детализации, листья растений джунглей производят неестественное искусственное впечатление, поверхности регулярно кажутся тусклыми и унылыми из-за отсутствия акцентирующего освещения, некоторые компоненты повторяются слишком часто, и разработчики слишком редко дарят моменты изумления перед лицом впечатляющих панорам или чудовищных существ.

К этому, одному из немногих пунктов критики предшественника, разработчики также отнеслись с явным недоверием: боссы, которые некогда были потрясающей фигурой оригинальной трилогии, теперь появляются чаще и регулярнее в плане количества, но в основном они состоят из невообразимо более сильных вариантов обычных врагов или кажутся настолько произвольными, что почти угрожают быть забытыми снова лишь несколько мгновений спустя. Те немногие из них, которые хотя бы издалека приближаются к брутальным размерам, которыми славилась серия в самом начале своего существования, можно пересчитать по пальцам одной руки.

И если на короткое время обычно царящая эйфория, не достигает своего пика, то время от времени все же всплывают один-два пункта критики, которые, впрочем, играют лишь незначительную роль в неизменно отличном общем впечатлении: например, сражения против довольно часто одинаковых групп врагов иногда отдают однообразием, а головоломкам не хватает определенной доли изысканности и изобретательности, которые все же отличали предшественников.

Неважно. Как уже сказали, речь идет об одной из лучших игр последнего поколения консолей, которую преемник умело повторил на высоком уровне, но не превзошел ни в одном пункте. В заключение даже не хочется упоминать цифру более 50 часов игры, потому что как простое число она может лишь неадекватно выразить, насколько каждая минута наполнена чистым развлечением, в то время как другие игры достигают такого размаха только с большим количеством искусственно созданного времени простоя. God of War: Ragnarok – это, несомненно, самый полный игровой опыт, который вы можете получить в этом сезоне блокбастеров. Просто наслаждайтесь! Лучше этого в этом году не бывает.

Новости про God of War: Ragnarok
Статьи про God of War: Ragnarok

Новые публикации игр